Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:54, контрольная работа
Раскройте сущность понятия «технология»
В чем состоит сущность понятия «социальная технология»?
Раскройте сущность и содержание понятия «педагогическая технология».
Раскройте сущность и содержание понятия «социально-педагогическая технология»
Что такое метод в социальной педагогике?
Перечислите специфику, которой обладают социально-педагогические технологии
Ф.И. студента – Ражок Зинаида Владимировна
ФСПТ группа № 52
Контрольная работа №1
Темы:
Раскройте сущность понятия «технология» |
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства. От греч. techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности. Любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
| |
В чем состоит сущность понятия «социальная технология»? |
Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 — 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений. Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции.
| |
Раскройте сущность и содержание понятия «педагогическая технология». |
Педагогическая технология - это совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата. Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах; научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. «Педагогическая технология» включает в себя: 1) проблемы применения технических средств в учебном процессе (в том* числе и технических средств программированного обучения); 2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят: а) программированное обучение; б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, крута входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.); в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные: педагогическая технология — это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели; педагогическая технология — это программа (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике; | |
Раскройте сущность и содержание понятия «социально-педагогическая технология» |
Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. Социально-педагогическая технология - это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели. Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий. Социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная область знания начала формироваться в России параллельно с социальной работой, которая также была введена как самостоятельный институт в начале 1990-х годов. Анализ сущности и содержания социальной работы показывает, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпывается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из области социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществляется педагогическими средствами. | |
Что такое метод в социальной педагогике? |
Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко. | |
Перечислите специфику, которой обладают социально-педагогические технологии |
Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой, отличающей их от «классических» технологий: Концептуалыюсть, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования. Системность, т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Экономичность, т.к. ее применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени. Относительная (частичная) алгоритмизируемость. В социально-педагогических технологиях крайне ограничен принцип четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части. Корректируемость деятельности, т.е. возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления. Воспроизводимость социально-педагогической технологии, которая напрямую зависит от степени ее алгоритмируемости: в наибольшей степени водимы технологии, перенятые социальной педагогикой из других областей деятельности (например, технология экспертной оценки). | |
Что понимается под средствами СПД? |
Это то, использование чего (что) ведет к достижению выбранной цели. Средства — это инструментарий метода. Средства педагогической деятельности — это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагогической) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и пр. Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом. | |
Что понимается под термином «прием» в соц. педагогике? |
Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) — это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности. Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства. | |
Что такое классификация и ее назначение? |
Классификация (от лат. classis — разряд, класс + facio — делаю) — это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них. Классификация:
| |
Дайте характеристику социально-педагогических технологий общего типа. |
Общие технологии ориентированы на общий цикл социально- педагогической работы с клиентом по выявлению его социально- педагогической проблемы и ее разрешению. Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально- педагогические технологии). Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. !На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи. Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально- педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся: а) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.; б) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.; в) групповые — это технологии, предназначенные для использования в группах; г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др. По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.). Каждая технология, как правило, предусматривает оптимальные условия, при которых она наиболее целесообразна. По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения могут быть выделены: а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.; б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. | |
Дайте характеристику социально-педагогических технологий частного типа |
Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии. Диагностические социально-педагогические технологии - такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр. Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии - такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития. Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию. Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально- педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий. Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально - педагогической работы и места реализации целевой технологии. Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой. Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они" позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы. | |
Что является основанием для классификации СПТ |
Основания классификации — это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессиональной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:
|
Задание (дополнительное): Выявите специфику социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической
Вид профессиональной деятельности |
Цель деятельности |
Характер деятельности |
Объект деятельности |
Учреждения, где осуществляется деятельность |
Педагогическая деятельность |
|
|||
Социально-педагогическая деятельность |
Цель — идеальный образ будущего результата деятельности. Она может формулироваться на двух уровнях: 1) как цель-идеал (стратегическая цель), достижение которого предполагает длительность и комплексность усилий. Для социально- педагогической деятельности в качестве цели-идеала может выступать создание условий для успешного становления ребенка как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды; 2) как цель — ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Для социально-педагогической работы, как и для любого другого вида профессиональной деятельности, такого рода целей можно выделить несколько, например: - увеличение степени контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы; - создание условий, в которых личность может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ей положено по закону; - адаптация и реадаптация личности в обществе; - создание условий, в которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; и др.
|
Социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, службах социальной защиты, правоохранительных, административно- органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления1. В практике организации социальной и социально-педагогической деятельности доминируют два принципа структурирования: |