Социально-педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Раскройте сущность понятия «технология»
В чем состоит сущность понятия «социальная технология»?
Раскройте сущность и содержание понятия «педагогическая технология».
Раскройте сущность и содержание понятия «социально-педагогическая технология»
Что такое метод в социальной педагогике?
Перечислите специфику, которой обладают социально-педагогические технологии

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_1_Tekhnologii_SPD_Kunitskaya.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Ф.И. студента – Ражок Зинаида Владимировна

ФСПТ группа № 52

Контрольная работа №1

Темы:

  1. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность
  2. Взаимосвязь технологии и методов практической работы социального педагога
  3. Классификация социально-педагогических технологий
  1.  

Раскройте сущность понятия «технология»

В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства. От греч. techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности. Любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:

  • разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
  • координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
  • однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

В чем состоит сущность понятия «социальная технология»?

Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 — 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

Социальная технология — это определенный способ осуществления

человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.

Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции.

  • Социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно.
  • Социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта.
  • Социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс).
  • Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как «живая» (живущая) технология.
  • Социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности.
  • Социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она «вырастает» в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

 

Раскройте сущность и содержание понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата. Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах; научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

«Педагогическая технология» включает в себя:

1) проблемы применения  технических средств в учебном  процессе

(в том* числе и технических средств программированного обучения);

2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:

а) программированное обучение;

б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению

(его целей, крута входящих  в него понятий, их логической

взаимосвязи и т.п.);

в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств.

Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные: педагогическая технология — это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели; педагогическая технология — это программа (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике;

Раскройте сущность и содержание понятия «социально-педагогическая технология»

Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. Социально-педагогическая технология - это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели. Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий. Социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная область знания начала формироваться в России параллельно с социальной работой, которая также была введена как самостоятельный институт в начале 1990-х годов. Анализ сущности и содержания социальной работы показывает, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпывается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из области социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществляется педагогическими средствами.

Что такое метод в социальной педагогике?

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко.

Перечислите специфику, которой обладают социально-педагогические технологии

Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой, отличающей их от «классических» технологий:

Концептуалыюсть, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования.

Системность, т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Экономичность, т.к. ее применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени.

Относительная (частичная) алгоритмизируемость. В социально-педагогических технологиях крайне ограничен принцип четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие его части.

Корректируемость деятельности, т.е. возможность постоянной оперативной обратной связи в процессе ее осуществления.

Воспроизводимость социально-педагогической технологии, которая напрямую зависит от степени ее алгоритмируемости: в наибольшей степени водимы технологии, перенятые социальной педагогикой из других областей деятельности (например, технология экспертной оценки).

Что понимается под средствами СПД?

Это то, использование чего (что) ведет к достижению выбранной цели. Средства — это инструментарий метода. Средства педагогической деятельности — это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагогической) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и пр. Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.

Что понимается под термином «прием» в соц. педагогике?

Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике

(в том числе и в  социальной педагогике) — это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.

Что такое классификация и ее назначение?

Классификация (от лат. classis — разряд, класс + facio — делаю) — это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.

Классификация:

  • Позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;
  • Показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет либо выбор их ограничен;
  • Способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

Дайте характеристику социально-педагогических технологий общего типа.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально- педагогической работы с клиентом по выявлению его социально- педагогической проблемы и ее разрешению.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-

педагогические технологии). Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. !На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр. Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи. Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-

педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими,

семьями и пр.;

б) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.;

в) групповые — это технологии, предназначенные для использования

в группах;

г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального

развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.). Каждая технология, как правило, предусматривает оптимальные условия, при которых она наиболее целесообразна. По способу реализации технологии общего типа, в зависимости от решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения могут быть выделены:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов.

Дайте характеристику социально-педагогических технологий частного типа

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии. Диагностические социально-педагогические технологии - такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр. Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии - такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию. Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально- педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий.

Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально - педагогической работы и места реализации целевой технологии. Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой. Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они" позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Что является основанием для классификации СПТ

Основания классификации — это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессиональной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

  • тип социально-педагогической технологии;
  • назначение социально-педагогической технологии;
  • субъект применения;
  • объект применения;
  • место применения;
  • способ реализации.

Задание (дополнительное): Выявите специфику социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической

Вид профессиональной деятельности

Цель деятельности

Характер деятельности

Объект деятельности

Учреждения, где осуществляется деятельность

Педагогическая деятельность

 

 

 

     

Социально-педагогическая деятельность

 

Цель — идеальный образ будущего результата деятельности. Она

может формулироваться на двух уровнях:

1) как цель-идеал (стратегическая цель), достижение которого

предполагает длительность и комплексность усилий. Для социально-

педагогической деятельности в качестве цели-идеала может

выступать создание условий для успешного становления ребенка

как субъекта социальной жизни и создание педагогически

целесообразной среды;

2) как цель — ожидаемый  результат деятельности (тактическая

цель). Для социально-педагогической работы, как и для любого

другого вида профессиональной деятельности, такого рода

целей можно выделить несколько, например:

- увеличение степени самостоятельности  личности, ее способности

контролировать свою жизнь и более эффективно решать

возникающие проблемы;

- создание условий, в которых  личность может в максимальной

мере проявить свои возможности и получить все, что ей положено

по закону;

- адаптация и реадаптация личности в обществе;

- создание условий, в которых  человек, несмотря на физическое

увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить,

сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со

стороны окружающих; и др.

 

 

   

Социальный педагог может работать в общеобразовательных,

культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях

различного ведомственного подчинения, службах социальной защиты,

правоохранительных, административно-территориальных

органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах,

частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит

от специфики региона, области, района, города и определяется

степенью развитости социальных служб, уровнем управления1.

В практике организации социальной и социально-педагогической

деятельности доминируют два принципа структурирования:


 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая технология