Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 17:04, контрольная работа
Начиная с 14 века, в России происходят существенные политические и экономические сдвиги. Центр политической и культурной жизни страны перемещается на северо-восток, где образуется Московское княжество. Происходит постепенная централизация власти и «собирание» русских земель вокруг Москвы.
В 14 веке Москва становится политическим и культурным центром страны.
Другим мощным толчком для формирования национального самосознания народа стала Куликовская битва (1380), которую возглавил великий князь Московский Дмитрий Донской.
Глава I. Социально-политическая мысль Российской цивилизации………..2
Список использованной литературы………………………………………..19
Содержание
Глава I. Социально-политическая мысль Российской цивилизации………..2
Список использованной литературы………………………………………..19
Глава I. Социально-политическая мысль Российской цивилизации
Начиная с 14 века, в России происходят существенные политические и экономические сдвиги. Центр политической и культурной жизни страны перемещается на северо-восток, где образуется Московское княжество. Происходит постепенная централизация власти и «собирание» русских земель вокруг Москвы.
В 14 веке Москва становится политическим и культурным центром страны.
Другим мощным толчком для формирования национального самосознания народа стала Куликовская битва (1380), которую возглавил великий князь Московский Дмитрий Донской.
Огромную роль в возвышении Московского княжества и превращении москвы в политический и культурный центр Российского государства сыграли не только князья, но и духовные наставники той эпохи.
Для объединения и централизации Руси была необходима не только военная и политическая сила, но и направляющая идея – нравственно-идеологическое обоснование этого процесса.
Московские князья прекрасно понимали это, поэтому старались привлечь на свою сторону церковь как ведущую идеологическую силу в стране. Церковь, в свою очередь, увидела в политике московских князей перспективу создания сильного централизованного государства.
В период возвышения Москвы в русской общественно-философской мысли возникает теория «Москва – третий Рим», изложенная в посланиях Филофея Псковского.
Суть теории сводится к тому, что после падения Рима и Константинополя истинная вера сохранилась только в Московской державе, поэтому отныне и до «скончания мира» Москва – третий Рим.
Согласно этой теории Русь является наследницей и преемницей исторической миссии первого и второго Рима, а русский народ избран Богом.
Теория Филофея «Москва – третий Рим» определяла духовное историческое предназначение России в контексте всей мировой истории.
Эти идеи Филофея дают доступное для того времени объяснение истории, обосновывают возвышение Москвы, а также предрекают ей мессианскую роль в будущем.
Необходимо отметить, что идей Филофея объединили в себе элементы весьма распространенной в христианских странах так называемой теории «Длящегося Рима, согласно которой история Римской империи будет продолжаться вечно, до конца земной истории. Стремление заявить и подчеркнуть свою идентичность с Римской державой прослеживается в общественно-политической мысли разных стран восточной и западной Европы. Глашатаями идеи «Москва – третий Рим» впоследствии стали последователи иосифлян, которые к началу XVI века заняли господствующее положение в официальной идеологии русской церкви.
Теория Фелофея «Москва – третий Рим» несет в себе две основные идеи:
- миссионерскую (автор призывает Московского государя обратить в христианство все языческие народы в его царстве)
- церковную (князь должен принять на себя управление церковными делами).
Обращаясь к великому князю, Филофей говорит о том, что в Московском царстве сошлись все христианские царства – два Рима пали, а третий Рим стоит и будет стоять вечно. Такова, по его Мнению, миссия русского государства в настоящем и будущем.
Таким образом, в формуле «Москва –третий Рим» выражена великодержавная идея русского государства, а также идея богоизбранности русского народа. Идеологема «Москва – третий Рим» оказала существенное влияние на последующее развитие государственных форм самодержавия в России, а также повлияла на развитие русской политологии и общественно-философской мысли.
1.2.Спор западников и славянофилов
В 30-40-х г.г. XIX столетия в кругу либеральной
дворянской интеллигенции произошло столкновение
двух противоположных течений русской
общественно-политической мысли. Одни
называли себя западниками, другие – славянофилами. Суть дискусси
Спор между западниками и славянофилами сводился к одной проблеме. Представители обоих течений выражали недовольство существующим режимом, самодержавной политикой и пытались найти пути постепенного переустройства России.
Позиция славянофилов в споре с
Славянофилы стояли на позиции национальной незаурядности и самобытности России, ее собственного
исторического и культурного пути. Они отстаивали традиции
коллективизма, общей собственности, общинности.
Великой ценностью считались идеи православия. Славянофилы утвер
Одним из вопросов, которые затрагивал спор между западник
В любом случае, оба течения имели схожие позиции. Они боролись против крепостного права, за ограничение самодержавной власти, за политические свободы. Общим у них было также негативное отношение к революции – они настаивали на реформистском пути решения социальных проблем.
Несомненно, западники и славян
1.3. Российский консерватизм
Понятие консерватизма до сих пор не
получило в парадигме политического и
философского знания однозначного концептуального
осмысления. Некоторыми исследователями консерватизм понимается
не как идеоционная, а лишь как функциональная
теория, не самостоятельная концепция,
а позиция, для которой неважно, что защищать
и сохранять, а важен сам процесс.
Чаще всего под термином «консерватизм»
подразумевают понятие, обозначающее
тип социально – политического и философского
поведения, носители которого выступают
за сохранение традиционных основ общественной
жизни.
Гносеологической предпосылкой
консерватизма является
Генезис консервативной идеологии следует
связывать с развитием буржуазной политической
культуры и цивилизации в целом. Появившись
в конце XVIII в. как реакция на идеологию
эпохи Просвещения, консерватизм прошел
несколько этапов в своем развитии. Традиционные
консервативные идеологии в разных странах
были самобытными и не похожими друг на
друга. В этом их отличие от либерализма.
К.Н. Леонтьев писал: «…охранение у всякой
нации своё, у турка – турецкое, у англичанина
– английское, у русского – русское, а
либерализм у всех один».
Принципиальными установками как классического,
так и современного консерватизма следует
считать: антирационализм; историчность;
обоснование традиционной социальной
иерархии; признание несовершенства человеческой
природы и вследствие этого обязательность
усмиряющей и цивилизирующей роли церкви,
семьи, школы; культ сильного государства;
отрицание революционных переворотов,
признание лишь осторожных перемен; приоритет
целого (государства, народа, нации) перед
частью (сословием, индивидом).
Выделяют два идейных пласта в понимании
консерватизма: первый направлен на поддержание
устойчивости общественной структуры
в неизменной форме – политическая идеология;
второй направлен на устранение противодействующих
политических сил и восстановление прежних
– апелляция к утраченному.
В России необходимость в обосновании
консервативных идей появилась в конце
XVIII – начале XIX вв. Русская консервативная
мысль возникла как реакция, во-первых,
на либеральную идеологию (идеи Французского
Просвещения, Французской революции),
во-вторых, на всё большую ориентацию и
зависимость России от Европы. Отсюда
появились два основных элемента в русской
охранительной идеологии: антиреволюционность
(антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).
Изначально российский консерватизм
в отличие от западноевропейского был
тесно связан с культурными традициями:
моралью, литературой, религией. Кроме
этого, российские консерваторы не оформились
в партию в западном понимании. Консервативные
идеи присутствовали в течениях светского
и духовного характера, развивались писателями,
философами, общественными деятелями,
стоящими вне политических партий и движений.
Список использованной литературы:
Информация о работе Социально-политическая мысль Российской цивилизации