Социально-политическая сущность конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:25, доклад

Описание работы

Любая конституция, наряду со своей политической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия. Это, можно сказать, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества.

Файлы: 1 файл

Социально-политическая основа конституции.docx

— 13.51 Кб (Скачать файл)

Социально-политическая сущность конституции

    Любая конституция, наряду со своей политической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия. Это, можно сказать, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Конечно, всегда следует принимать во внимание то, что конституции только стремятся учитывать все социальные интересы в равной мере. 
Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот. 1905. С. 3334. 
Впервые характеристика сущности конституции была высказана германским социалистом Ф. Лассалем в его известных речах "О сущности конституции". Он, в частности, говорил: "Действительная конституция страны, это фактическое соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил"49. В данном случае под соотношением сил Ф. Лассаль понимал не соотношение классов, а соотношение разнородных групп, начиная от различных сословий и кончая общественным мнением50. 
Наука советского государственного права придерживалась в этом плане теоретических суждений и выводов Ленина В.И. относительно сущности конституции. Ленин В.И. несколько видоизменил определение сущности конституции, данное Ф. Лассалем. Он указывал: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные органы, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе"51.

    Из  приведенного определения следует, что конституция может заменяться в двух случаях: во-первых, при переходе политической власти от одного класса к другому, т.е. при изменении сущности государства (возникновение государства нового типа); во-вторых, в рамках одного и того же государства при изменении соотношения классовых сил в государстве и обществе. Так, по свидетельству профессора конституционного права Франции М. Прело за период с 1791 года по 1946 год во Франции сменилось 14 конституций. Между тем, господствующим классом на протяжении всего этого периода был и остается класс буржуазии. Следовательно, классовая сущность всех действовавших во Франции конституций была едина, все они выражали волю одного и того же класса. 
Итак, ещё раз обращаем ваше внимание, сущность конституции проявляется в том, как, когда и для чего возникает та или иная конституция, какие социальные преобразования вызвали её к жизни. Разумеется, общность более влиятельная по тем или иным причинам, не в последнюю очередь по причинам экономическим, обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции. 
Плеханов Г.В. из этих общих положений о конституции Ф. Лассаля делает два следующих вывода: 1) нет предубеждения, ведущего к более вздорным заключениям, как общераспространенное, господствующее мнение, будто конституция составляет исключительную особенность новейшего времени. Каждой стране необходимо иметь реальное уложение или конституцию, потому что в каждой стране непременно существует какое-либо фактическое отношение силы. Новейшее время характеризуется лишь тем, что существующие теперь соотношения силы заносятся на бумагу, выражаются в писаных конституциях, между тем как прежде в этом не видели необходимости; 2) для того, чтобы писаная конституция была хороша и прочна, нужно, чтобы она соответствовала действительной конституции, т. е. существующим реально отношениям силы. Раз нарушено это соотношение, то её не спасут никакие фразы о неприкосновенности. -

Информация о работе Социально-политическая сущность конституции