Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 20:49, реферат
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля
является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти
все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество
не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его
произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно,
занимает "Политика".
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Кафедра Политологии
3Реферат на
тему: "Социально-политические воззрения
Аристотеля".
студента 112
группы
института
Кредита
Дозорина Г.Д.
Научный руководитель:
Москва 1993 г.
.
- 2 -
1Социально-политические
воззрения Аристотеля.
2"Политика" Аристотеля.
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля
является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти
все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество
не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его
произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно,
занимает "Политика".
Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача,
которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Вполне
оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис
Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними
условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь
содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения
о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в "Политике"
много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ
теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому
рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о
полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является
высшей формой объединения,способствующий достижению счастливой жизни,
т.е. жизни, согласной с добродетелью; здесь понятие полиса
подвергается расчленению на его простейшие элементы. Ссылаясь на
природу, неправомерно, по его мнению, распределившую между людьми
умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного
общества - рабство. Он также выступает защитником другого устоя
- 3 -
"
античного общества - частной собственности, обосновывая это тем, что
потребность в
собственности свойственна
Рассмотрение различных теорий государственных устройств
Аристотель начинает с анализа проекта Платона (Сократа). Он особенно
подчеркивает трудность осуществления этого проекта на практике.
Аристотель подвергает критике теоретическую позицию Платона - его
стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально
существующей множественностью. В "Законах" Платона Аристотель находит
произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные
положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными
затруднениями и нежелательными результатами.
Признавая полезность имущественного равенства во взаимных
отношениях между гражданами, Аристотель отказывается видеть в нем
панацею от всех общественных зол. Разбирая проект Гипподома
Милетского, он обнаруживает противоречия в самых его основах:
земледельцы, не имеющие права носить оружие (как и ремесленники), у
Гипподома принимают участие в управлении государством наряду с
воинами; между тем, утверждает Аристотель, действительность
показывает, что те, кто не имеет права носить оружие, никак не могут
занимать в государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим
правом.
Таким образом
Аристотель приходит к
до него проекты, если они будут реализованы, не обеспечат наилучшей
жизни гражданам государства.
В начале
исследования видов
подвергает рассмотрению вопрос о государстве вообще. В первую очередь
он анализирует понятие гражданина, время от времени обращаясь к
практике греческих полисов. Свое заключение Аристотель формулирует
- 4 -
"Политика" Аристотеля
так: "существует несколько разновидностей гражданина ... гражданином
по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских
прав". Этическая точка зрения, играющая большую роль в построениях
Аристотеля, побуждает его сразу же заняться вопросом об отношении
добродетели подлинного гражданина к добродетели хорошего человека.
Вывод Аристотеля таков: эти добродетели тождественны в одном
государстве и различны в другом. И здесь, таким образом, дает себя
знать общая установка философа: решать теоретические вопросы
неоднозначно, руководствуясь соображениями отвлеченного характера, а с
оглядкой на сложность и многообразие действительности, в частности
политической реальности.
Совершенно явственно видна практическая направленность
социально-политического учения Аристотеля в тех его произведениях, где
представлена классификация видов государственного устройства; три из
них рассматриваются им как правильные, три - как неправильные, т.е.
как извращение первых трех. Правильные виды государственного
устройства, по Аристотелю, - царская власть, аристократия, полития;
неправильные - тирания, олигархия, демократия. Царская власть -
правление одного, имеющего в виду общего благо; тирания - правление
одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия -
правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан;
олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только
о собственной выгоде. Полития - правление большинства, отбираемого на
основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; демократия
правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого
большинства. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель
в правильных видах государственного устройства усматривает проявление
надлежащей добродетели, в неправильных - отсутствие добродетели.
- 5 -
"Политика" Аристотеля
Нетрудно убедиться, что за каждым употребленным у Аристотеля
политическим термином кроется вполне конкретное содержание. Философ
стремиться сделать свою схему гибкой, способной охватить все
многообразие действительности. Приводя в пример современные ему
государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует
существование различных разновидностей внутри отдельных видов
государственного устройства, во-вторых, отмечает, что политический
строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных
государственных устройств и что существуют промежуточные формы между
царской и тиранической властью - аристократия с уклоном в олигархию,
полития, близкая к демократии и др. Большое внимание Аристотель
уделяет вопросу о государственных переворотах. Его рассуждения о
причинах и поводах переворотов в государствах с разным устройством
богато иллюстрируются примерами их давнего и совсем недавнего
прошлого. Той же особенностью отличается изложение его взглядов на
способы предотвращения переворотов и сохранение тех или иных видов
государственных устройств.
Подводя итоги
нашего рассуждения о "среднем"
Аристотеля, можно сделать заключение: полития, "среднее"
государственное устройство, опорой которого должны служить граждане
среднего достатка, представляла для Аристотеля не только теоретический
интерес. Возлагая надежды на македонского царя, Аристотель считал, что
имеет основания смотреть на свой условно образцовый строй как на
будущее греческих полисов.
Две последние книги "Политики" содержат изложение проекта
наилучшего государственного устройства, при котором граждане ведут
счастливую жизнь. Сочинение таких проектов не было новшеством во
времена Аристотеля: у философа были предшественники, теории которых
- 6 -
"Политика" Аристотеля
разбираются во второй книги "Политики". Как видно из слов Аристотеля,
а также из хорошо известных нам произведений Платона, сочинители
проектов, не очень заботились о практическом осуществлении своих
предложений. Подобные проекты не удовлетворяли Аристотеля. Излагая
свое учение об идеальном строе, он исходит из того, что в этом учении
не содержится ничего не осуществимого.
Предпосылками создания образцового, наилучшего полиса, согласно
Аристотелю, являются определенное количество населения, определенные
размеры территории, удобное положение относительно моря. Из числа
полноправных граждан исключаются ремесленники и торговцы, так как
образ жизни тех и других, утверждает Аристотель, не способствует
развитию добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в
Информация о работе Социально-политические воззрения Аристотеля