Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:09, доклад
Новая эпоха вызывает необходимость значительных изменений в содержании и структуре учебной, профессиональной, научной деятельности людей. В новом проектно-технологическом типе организационной культуры одним из ключевых становится понятие «проект» [4]. Социально-проектная деятельность позволяет раскрыть творческие решения и проявить аналитические, проектные способности. Именно поэтому она играет одну из самых важных ролей в подготовке современных специалистов.
ГБОУ ВПО СамГМУ Минздравсоцразвития России
Кафедра общей психологии и социальной работы
Зауморова Я.С. 3 курс 398 группа
«Социально-проектная деятельность в социальной работе»
Аннотация
Новая эпоха вызывает необходимость значительных изменений в содержании и структуре учебной, профессиональной, научной деятельности людей. В новом проектно-технологическом типе организационной культуры одним из ключевых становится понятие «проект» [4]. Социально-проектная деятельность позволяет раскрыть творческие решения и проявить аналитические, проектные способности. Именно поэтому она играет одну из самых важных ролей в подготовке современных специалистов.
Глоссарий:
Жизненный цикл проекта – промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.
Задача проекта – конкретные действия, которые предстоит осуществить.
Концепция проекта – основные положения, представленные в определенной системе.
Проект – мыслительная конструкция какого-либо изменения, которое заранее спланировано и может быть осуществлено.
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
Социальное нововведение – разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления, процесса.
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, имеющее пространственно-временные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Цель проекта – то, чего необходимо достичь в ходе реализации проекта. [2]
Текст статьи
Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, имеющее пространственно-временные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. [2]
Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: социальная система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условия проектирования и др.
Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система». В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер. Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования. В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:
• поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);
• человек — как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
• элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
• различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
• элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).
В процессе проектирования необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, так как каждый компонент системы обладает относительной самостоятельностью, но в тоже время взаимосвязан с другими компонентами. Изменение в одном компоненте прямо или косвенно влияет на изменение в других, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на исходный компонент за счет обратных связей, изменяя его. Связь компонентов во многом зависит от характера и направленности обратных связей. [2]
До настоящего времени
не создано определенной классификации
социальных проектов. Однако многие ученые
классифицируют его по преобладающей
направленности. Это такие виды проектов, как: информационно-просветительные,
обучающие, поисково-исследовательские,
художественно-творческими, социально-творческие,
профессионально-
Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В. Луков (2003 год) выделяет следующие этапы жизненного цикла проекта: разработка концепции проекта, оценка жизненного цикла, планирование, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция проекта по итогам мониторинга, завершение работ и ликвидация проекта. [2]
Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения. Обычно в концепции получают отражение: актуальность проекта, его цели и задачи, содержание предполагаемой деятельности, правовое, экономическое, организационное обоснование проекта, ожидаемые результаты деятельности.
Главная задача определения жизненного цикла проекта заключается в предположении успеха и недопущении провала будущего проекта.
Цель планирования состоит в установлении порядка и перечня мероприятий по реализации проекта. Здесь отбираются мероприятия в соответствии с задачами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.
Защита проекта представляет собой специальную стадию о принятии управленческого решения о реализации проекта, его финансовой и прочей поддержке.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Его назначение – заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.
Мониторинг проекта не представляет собой формы его внутреннего контроля, хотя широко и плодотворно используется в этих целях. Его назначение — фиксация динамических изменений проекта и его среды под влиянием их взаимодействия.
Заключительный контроль позволяет зафиксировать завершение работы по проекту. Эта стадия предусматривает и осмысление реализации проекта. Получен ли планировавшийся результат? Достигнут ли он в полном объеме и на высшем уровне качества? Что мешало осуществлению проекта и насколько успешно преодолевались препятствия? Нужен ли был проект для решения проблемы, его вдохновившей? Насколько сплоченной была команда проекта и можно ли с ней работать в новом проекте? Стоит ли проект закрывать?
Пока проект не ликвидирован, он не завершен. Прежде чем менеджеры проекта сложат с себя обязанности, они должны представить полный отчет о завершении работ по проекту тем, кто их нанял. Этот отчет считается принятым после соответствующего утверждения или при отсутствии претензий в течение определенного срока (обычно месяца со времени представления).
Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п. [3]
Среди методов проектирования выделим следующие:
• «мозговой атаки». С помощью этого метода преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций благодаря наличию специалиста-организатора групповой работы, принципом формирования групп и хода обсуждения проблемы. В соответствии с принципами формирования рабочей группы, она должна иметь неоднородный характер с точки зрения знаний, опыта и социально-функционального положения состава членов;
• деловой игры — комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.
• вживания в роль — помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
• аналогии — эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, что может в известных пределах служить образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей;
• ассоциации — заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;
• синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. [2]
Итак, социальное проектирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности. Мы можем сделать вывод о том, что социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.
Список используемой литературы:
1. Морозов А.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебно-методическое пособие в 2-х частях. Часть I. Проектирование в социальной работе. Издательство: КГТУ, 2008 г.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие/ В.А. Луков. – Мс. 2003.
3. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.
4. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007.
Информация о работе Социально-проектная деятельность в социальной работе