Социально-психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:40, реферат

Описание работы

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.39 Кб (Скачать файл)

Социально-психологическая  характеристика личности

Человек, вышедший благодаря труду из животного  мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими  людьми с помощью языка, становится личностью субъектом познания и  активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется  в понятии "индивид". Индивидом  мы можем назвать и взрослого, нормального человека и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения  и являющимся деятелем общественного  развития. Появляясь на свет как  индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь  в определенную исторически сложившуюся  систему общественных отношений, которую  он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое  формирует его как личность.

Однако было бы неправильно  считать личность пассивным продуктом  социальной среды и не видеть в  ней активного деятеля. Процесс  усвоения социального опыта осуществляется через посредство "внутреннего  мира" личности, в котором выражается отношение человека к тому, что  он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных  для личности мотивах поведения, установках и способов действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной  позиции, которую человек занимает, познавая свое положение и место  в жизни. Одни и те же жизненные  обстоятельства могут порождать  многообразные жизненные позиции, выявляя различные формы активности личности.

Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой  понимается неповторимое сочетание  психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.

Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может  быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения  понятия "личность", первоначально  обозначающего маску актера, а  затем и самого актера. В зависимости  от сценического действия маски менялись. Очевидно было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли. Очень серьезный и требовательный в служебной деятельности, работник юридического труда в условиях отдыха нередко преображается, становясь шутником и балагуром, "душой" компании. Так бывает, однако, не всегда. Очень часто человек выявляет сходные качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, в служебной деятельности, в общественной работе и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах выполняемых человеком. При этом как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть, выяснив место человека в структуре общества.

В реальной жизни  различают две разновидности  ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные  роли представляют собой стандартизированные  права и обязанности - отец, мать, сын, начальник, руководитель и т.п. Отношения между людьми, заключенные  в этих ролях, лежат как бы на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые  делают из него лидера. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически  обращаемся к отцу как к главе  семейства, и здесь мы также часто  ошибаемся. Жизненные наблюдения и  исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т.д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в  виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое "официальное" положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать  социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена заключается в том, что  на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства  собственного достоинства.

Люди с развитым чувством собственного достоинства  отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними  конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествами. У тех и других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

Самосознание - это, прежде всего, сознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость  и целостность в различных  ситуациях. Самосознание - это образ "Я", установка по отношению  к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует  самосознание, в какой-то степени  осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. "Идея "психологической защиты", - пишет Ф.В. Бассин, - отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности... Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом...".

На формирование личности оказывают влияние как  деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между  собой (семья, сотрудники кафедры и  т.п.), называются малой группой. Наиболее развитая социальная группа - коллектив.

Основное назначение социальной группы - это целенаправленное регулирование межличностных отношений  в целях реализации интересов  группы. В социальной группе индивид  находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности  определяют статус его личности. Поведение  личности в соответствии с его  общественным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять  отдельные свойства личности. В своей  микросфере человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью. Чем выше степень единства в группе, тем выше требование конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек усваивает  ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает  на соучастников значительно большее  разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы  являются важнейшими средствами социального  воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и  свойств личности.

В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система - особое психологическое образование - важнейший  компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы - основное направление социального развития личности как специфического в психологическом  плане процесса становления гражданина. Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят  от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и  других психологических свойств  и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.

Психологический склад  личности, сочетание психологических  особенностей (черты характера, свойства темперамента, качества ума и т.д.) образуют у каждого конкретного  человека устойчивое единство, которое  может рассматриваться как относительное  постоянство психического склада личности. При непрерывном изменении психических  состояний (чувств, желаний, мыслей и  т.д.), при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые  берет на себя человек в различных  социальных группах и разных жизненных  ситуациях, при изменениях, связанных  с возрастным развитием и т.д. психологический склад личности остается в известной мере постоянным. Эта устойчивость связана с известным  постоянством совокупности общественных отношений, в которые включен  человек и которые конституируют  личность, с условиями его жизни, особенностями физического облика и т.д. Однако отмеченное постоянство  относительно. Изменения психического склада личности выявлены в многочисленных исследованиях психологов. Эти изменения  являются следствием тех изменений, которые происходят в условиях существования  человека и его деятельности и  обусловлены прежде всего процессом общественного воспитания.

Личность - это система  социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества. В свойствах  личности проявляются возможности  данного человека, его участия  в общественных отношениях.

Личность - понятие  многообразное. Исследователи в  это понятие вкладывают самое  различное содержание. Однако мы выделим два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида, как на "...совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь субъектом труда, познания и общения". Оба подхода, как мы видим, акцентируют внимание на содержательной стороне понятия "личность", представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. Для психологии, отмечает Е.В. Шорохова, личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения.

Каждый конкретный человек - это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая  социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы  понять конкретного индивида, надо изучать его как личность.


Информация о работе Социально-психологическая характеристика личности