Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 02:40, реферат
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность.
Социально-психологическая характеристика личности
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью субъектом познания и активного преобразования действительности.
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность.
Однако было бы неправильно
считать личность пассивным продуктом
социальной среды и не видеть в
ней активного деятеля. Процесс
усвоения социального опыта
Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначающего маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли. Очень серьезный и требовательный в служебной деятельности, работник юридического труда в условиях отдыха нередко преображается, становясь шутником и балагуром, "душой" компании. Так бывает, однако, не всегда. Очень часто человек выявляет сходные качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, в служебной деятельности, в общественной работе и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах выполняемых человеком. При этом как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть, выяснив место человека в структуре общества.
В реальной жизни различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.
Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности - отец, мать, сын, начальник, руководитель и т.п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат как бы на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают из него лидера. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т.д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое "официальное" положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.
Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.
Люди с развитым
чувством собственного достоинства
отличаются последовательностью действий.
Они справляются со своими внутренними
конфликтами, подавляют склонности,
которые доставляют им неудобство,
проявляют высокий
Самосознание - это,
прежде всего, сознание себя в качестве
устойчивой, более или менее определенной
единицы, сохраняющей свою независимость
и целостность в различных
ситуациях. Самосознание - это образ
"Я", установка по отношению
к самому себе. Каждый человек, если
у него нормально функционирует
самосознание, в какой-то степени
осознает свои достоинства и недостатки,
признает свои ошибки. Если же он отказывается
от этого полностью или хотя бы
частично, то, чтобы поддержать свой
уровень самосознания, вводит в действие
механизмы психологической
На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.
Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т.п.), называются малой группой. Наиболее развитая социальная группа - коллектив.
Основное назначение
социальной группы - это целенаправленное
регулирование межличностных
Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус его личности. Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью.
Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности. В своей микросфере человек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью. Чем выше степень единства в группе, тем выше требование конформности, тем меньше вероятность отклонений.
Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.
Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.
В процессе деятельности,
общения и взаимодействий в обществе
и группах у личности вырабатывается
нормативно-ценностная система - особое
психологическое образование - важнейший
компонент внутреннего мира личности,
интегративная система
Психологический склад
личности, сочетание психологических
особенностей (черты характера, свойства
темперамента, качества ума и т.д.)
образуют у каждого конкретного
человека устойчивое единство, которое
может рассматриваться как
Личность - это система
социально значимых качеств индивида,
мера овладения им социальными ценностями
и его способность к реализации
этих ценностей. Как личность человек
характеризуется уровнем
Личность - понятие многообразное. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако мы выделим два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида, как на "...совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь субъектом труда, познания и общения". Оба подхода, как мы видим, акцентируют внимание на содержательной стороне понятия "личность", представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. Для психологии, отмечает Е.В. Шорохова, личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения.
Каждый конкретный человек - это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучать его как личность.
Информация о работе Социально-психологическая характеристика личности