Социально-территориальная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:26, лекция

Описание работы

Одной из разновидностей социальной структуры общества есть соц.-терр. структура. Важно то обстоятельство, что соц.-терр. структура является обязательным компонентом социальной структуры любого общества. В процессе исторического развития осуществлялось и продолжает осуществляться размещение людей по планете, по странам и регионам. На размещение людей существенно влияют многообразные факторы: климатические условия, географическая среда, природные богатства.

Файлы: 1 файл

cjwbjkjiz.docx

— 67.32 Кб (Скачать файл)

При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие  правила:

Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам  исследования. Для этого каждый из вопросов нужно соотнести с исследовательскими задачами.

Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной  речи обследуемой совокупности лиц  и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует  строить таким образом, чтобы  в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

При формулировках “подсказок” - избираемых вариантов ответа - нужно  избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки  зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции  в подборе “положительных” и  “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой  анкете.

Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места  проведения опроса.

Анкету необходимо оформлять  аккуратно, в ее полиграфическом  оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов  ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.

Основные  виды анкетирования:

По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.

По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу  распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается  по почте) и прессовую (публикуется  в газете или журнале).

Различные сочетания  названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного  опроса.

Примером группового анкетирования  могут служить опросы школьников в классах. Основное достоинство  группового анкетирования связано  с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20-30 человек, объясняет цели исследования, правила  заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально  консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после  заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат  и краткие сроки сбора данных.

При использовании индивидуального  анкетирования с помощью раздаточной  анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке  возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени  на заполнение анкеты, обдумывание  ответов, но при этом осложняются  проблемы возврата и появляются возможности  для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента.

Почтовый опрос также  достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его  слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и  в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями  трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах  или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого  вида опроса ограничены в связи с  проблемой возврата заполненных  анкет. Среди других существенных недостатков  раздаточного анкетирования следует  указать на необходимость использования  в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интервью. Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Интервью как метод  сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер - благоприятную ситуацию опроса, контроль влияния третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе, или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.

Различаются несколько видов интервью.

Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.

Когда социолог планирует  опрос значительной совокупности людей (нескольких сотен или тысяч), когда  содержательная структура исследуемой  проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом  сбора данных является стандартизованное (формализованное) интервью с закрытыми  вопросами. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.

Стандартизованное интервью с открытыми вопросами предоставляет человеку больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов, их формулировки. Подробная запись ответов на открытые вопросы подразумевает на стадии обработки построение классификации полученных ответов и их кодирование. (Часто используется диктофон).

Применяется также сочетание  техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших  совокупностей людей.

Направленное (фокусированное) интервью - следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - “сфокусировать” внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность сказываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.

Применение технических  средств при проведении опросов связано с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, “электронных” анкет - текст анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Другое направление - это телефонное интервью. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов России. В настоящее время лишь Москва и Санкт-Петербург являются хорошей сферой применения этого метода.

Основными достоинствами  метода телефонного интервью является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (до 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.

Обеспечение качества вопросника было рассмотрено выше. В связи  с участием интервьюера следует  добавить, что вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению: пересылки от вопросов-фильтров карточка к вопросам с перечнями  ответов. Формулировки вопросов в плане  интервью должны быть удобными для  произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций. В противном случае интервьюер все  равно перескажет их “своими словами”, возможно, сместив смысловые акценты  или даже исказив смысл.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим  специальный документ “Инструкция  интервьюеру”. Обычная структура такой инструкции:

объяснение целей и  задач исследования; создание мотивации  на добросовестную работу; объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности  интервьюера; правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью, т.е. примерный текст вступительной беседы, описание возможных ситуаций при поиске респондента и установлении контакта с ним и способов их решения (отказ от интервью, вопросы по поводу выборки, правила замены и т.п.);

организация ситуации интервью (указание времени, повторные посещения, устранение влияния третьих лиц  и т.п.); правила заполнения отдельных  видов вопросов; правила стимулирования внимания респондента; правила завершения беседы.

При разработке вопросника и “Инструкции интервьюера” следует  учитывать, что чем больше стандартизирована ситуация интервью и чем выше качество разработанной методики, тем меньше не учитываемое влияние интервьюера.

Интервью как вид социально-психологического взаимодействия может оказывать  смещающее воздействие на получаемую информацию в зависимости от психологических  особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и  убеждений интервьюера и респондента  на содержание получаемых данных. В  ряде случаев респонденты стремятся  “угадать желаемый ответ”, т.е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается в  том случае, когда интервьюер воспринимается как выразитель официальных норм и требований, как человек более  опытный, авторитетный, образованный, компетентный. Подобное психологическое  “давление” опытный интервьюер заметит  и сумеет снять, подчеркнув значимость и ценность для исследования учета  именно индивидуальных мнений и позиций  каждого человека, попавшего в  выборку. Ситуация опроса должна быть скорректирована в сторону равноправного  сотрудничества в пользу достоверности  искомой информации. 

 

3.5.1.Наблюдение

Наблюдение - это метод  сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации  значимых с точки зрения целей  и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от степени  стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности  этого метода.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает:

наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;

определение условий и  ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей;

единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых  явлений.

Вторая разновидность  методики наблюдения - неструктурированное, или не стандартизированное  наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном  наблюдении не исключает при их обработке  систематизацию с помощью формализованных  методов, предполагающих получение  некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Социологические школы, ориентированные  на качественные методы изучения общества, используют метод наблюдения как  один из центральных самостоятельных  методов. Социально не одобряемое, отклоняющееся  поведение, религиозное поведение и т.п. требуют активного привлечения метода наблюдения. Одним из классических, примеров является изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсеном. Одним из недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М.Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на различных заводах.

Самостоятельную роль метод  наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (например, межнациональные конфликты), наблюдение становится чуть ли не единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и  групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между  индивидами и группами, окружение (обстановка).

Информация о работе Социально-территориальная структура общества