Социально-возрастная группа - Молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 16.68 Кб (Скачать файл)

1. Определение  понятия молодежь

 

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Выделение молодежи в особую социальную группу носит несколько  условный характер. Понятие молодости  и возрастных ее границ исторически  весьма подвижно и связано с определенными  социально-экономическими процессами. Поэтому те, кого в современных  условиях называют молодежью, столетие и более назад таковой отнюдь не считались.

В раннее время молодежь считалась уже к 10-12 годам, из-за демографической  нестабильности юноши и девушки  были равноценны взрослому человеку уже к этому возрасту.

А в наше время границы  взросления и становления подросли, т.к. в наше время усложнился образ  жизни любого человека и общества, это связано с усложнением  социальных, политических, производственных и даже межличностных отношений. Это влечет за собой увеличение сроков взросления и обучения человека. (подростки – до 18 лет, молодежь – 18 – 24 года, молодые-взрослые – 25 – 30 лет)

 

2. Понятие и  сущность образа жизни современной  молодежи

 

Под образом жизни современной  молодежи мы понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и  т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. К примеру, если взять для сравнения  предыдущее поколение – наших  родителей. Сущность их образа жизни  повально не заключалась в пустой бутылке из-под пива, как это  наблюдается сейчас. Также – предыдущее поколение было более здоровым и  спортивным.

Современная же молодежь в  большинстве случаев интересуется компьютерными играми, спиртными  напитками, курением, дискотеками (клубами) – всесторонними развлечениями. И только меньшее процентное соотношение  занимается спортом и уделяет  внимание своему здоровью – задумываясь  о будущем.

Конечно же, имеет место  и образование – но, школа и  институт – играют посредственную роль. Они дают только соответственный уровень знаний. Молодые люди обычно предоставлены самим себе.

 

3. Характеристика  современной молодежи

 

В условиях преобразований, осуществляемых в белорусском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического  развития и конкретизации важнейших  аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой  гражданственности, патриотизма, чувства  ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может  не рассматриваться без тесной связи  с процессами и явлениями, происходящими  в нашем обществе, вне учета  всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и  других, оказывающих воздействие  на современную молодежь.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия  и обстоятельства возвышаются над  всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и  могучий пресс, мнут и ломают, часто  уродуют взгляды и принципы формирующейся  личности, зачастую помимо ее воли сводя  на нет усилия тех, кто пытается оказать  на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична  современная молодежь.

Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса  в нашем обществе, чрезвычайно  затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность  за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации  и объединения имеют возможности  для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших  сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории  общества.

Не имея представления  о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в  процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота Беларуси. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.

В условиях весьма неблагоприятных  в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Одной из важных сторон, характеризующих  молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к  труду, к общественно полезной деятельности. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно  выделить чрезмерное преувеличение  роли вещизма в современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность  обогащения противоправными способами  при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением и другие. Вследствие этого у многих молодых людей "...не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества".

Как показывают данные социологических  исследований, уже в конце 80-х  годов для многих молодых людей  труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как  средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной  из важнейших ценностей нашей  жизни, признание его первостепенного  значения для развития общества и  личности утратило для большей части  молодежи всякий смысл. В начале 90-х  годов каждый пятый молодой человек  считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда  бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым  трудиться независимо от зарплаты и  того уровня жизни, который она обеспечивала.

Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В  своем стремлении к хорошему заработку  и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов  к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том  числе (если потребуется) и путем  противозаконных действий. Около  половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно  больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В результате падения социальной ценности труда у большей части  молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность  реализовать свои лучшие силы и способности  в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.


Информация о работе Социально-возрастная группа - Молодёжь