Социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.
Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ). Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.

Содержание работы

Типы конкретных социологических исследований…………………...…2

О.Конт – основоположник науки социология…………………………....5

Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения………………………………………………9

Список используемой литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

кр социалогия.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Содержание. 
 
Типы конкретных социологических исследований…………………...…2 
 
О.Конт – основоположник науки социология…………………………....5 
 
Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения………………………………………………9 
 
Список используемой литературы……………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Типы конкретных  социологических  исследований. 
Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологические исследования осуществляются на всех  трех уровнях социологической науки. 
Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ). Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам. 
Классификация  КСИ. 
Виды социологических исследований многообразны, поскольку существует великое множество социальных проблем и соответственно возможных целей исследования в социологии. В зависимости от научной ориентации:

  •  
    теоретико-прикладные;
  •  
    практически-прикладные;
  •  
    методико-прикладные КСИ;
  •  
    мониторинговые.

 
Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может  быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. 
Практически-прикладное конкретное социологическое исследование направлено на решение конкретных задач совершенствования социального объекта (предприятия, социальной группы, территории и пр.). 
Методически ориентированное КСИ направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария исследования. 
Особым видом социологического исследования является мониторинговое исследование. Его главные черты — комплексность, планомерность, периодичность. Мониторинг — это сложный вид комплексного исследования, включающий как методы конкретных социологических исследований (опросы, наблюдения и др.), так и методы социально-демографических, экономических, психологических и иных исследований. В рамках мониторинга проводятся систематические КСИ, например, ежемесячные или ежеквартальные экспресс опросы по актуальным социальным проблемам. Мониторинг позволяет, как собирать, так и систематизировать, хранить, производить анализ получаемых данных, а также выдавать их по запросу в требуемой форме. 
Мониторинговое исследование является эффективным средством изучения социальной сферы. В таком случае социальный мониторинг — целостная система регулярного отслеживания происходящих процессов в социальной сфере и в смежных областях общественной жизни. Социальный мониторинг включает систему отслеживаемых показателей развития социальной сферы исследуемого региона (города, района, области). Его данные включены в систему управления социальной сферой, являясь основой выработки социальной политики. 
Другая классификация исходит из познавательных возможностей социолога к моменту начала разработки КСИ. Это, прежде всего состояние наличных знаний, что определяет возможности для разработки гипотез. От этого зависит выбор одного из четырех видов (планов) исследовательского поиска:

  •  
    разведывательное КСИ;
  •  
    описательное КСИ;
  •  
    аналитическое КСИ;
  •  
    повторно-сравнительные КСИ.

 
Разведывательное (формулятивное) исследование применяется в случае, если об объекте  исследования имеется самое смутное  представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Такая ситуация возможна в новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и где объект КСИ не знаком социологу. Формулятивный план КСИ предполагает три основные стадии работы: а ) изучение имеющейся литературы; б ) беседы с компетентными лицами — специалистами; в ) сбор данных по разведывательному типу исследования. Такое исследование не формализовано — отсутствует четкий инструментарий ,есть только перечень вопросов для изучения без их детального членения по пунктам, поскольку эмпирическая и операциональная интерпретации понятий КСИ не проведены, но только обозначены. 
 
Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем, определением цели, задач их изучения, основных гипотез . 
Второй вид КСИ проявляется в описательном (дескриптивном) плане . Этот план возможен, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез. Типичный пример КСИ по описательному плану — опросы общественного мнения. 
Третий и наиболее сильный вид исследовательского поиска реализуется в рамках аналитико-экспериментального плана. Его применяют лишь при наличие достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. 
Повторно-сравнительные КСИ проводят с целью определения динамики, тенденций протекания социальных процессов. 
2. О.Конт – основоположник науки социология. 
Огюст Конт (1798—1857) — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» — достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов. Однако социология до сих пор не сумела достичь этого идеала. Но современным исследователям, в отличие от Конта, уже очевидна невозможность создания науки об обществе, построенной по образцу Естественных наук: у социологии слишком своеобразный объект изучения. 
По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Этим проектам Конта не суждено было осуществиться. Обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной. 
На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира — научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество — «Великое Существо», — по отношению к которому отдельный человек — лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества. 
Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз в эпоху Конта. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества — рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучии населения. 
Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию. 
 
Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики. Конт, несмотря на свой лозунг научности социологии, все же больше похож на философа, чем на социолога, а многие свои идеи он почерпнул у своего учителя — социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, у которого Конт долго работал секретарем. У него, в частности, Конт нашел идею индустриальною общества и развил ее. 
О. Конт считал, что историческая логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет предшествующей необходимую предпосылку: математика - « астрономия - « физика —» химия —» биология —» социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.

Основные  концепции позитивистской социологии Конта. 
Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова: 
1)реальное в противовес химерическому: 
2)полезное в противовес негодному; 
3)достоверное в противовес сомнительному; 
4)точное в противовес смутному; 
5)организующее в противовес разрушительному. 
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред- 
ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. 
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии. 
1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных. 
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху. 
 
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу- 
ющих между наблюдаемыми явлениями». 
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что нау- 
ка должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений. 
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение. 
 
3. Понятие и критерии классификации социальных движений. 
Современные социальные движения. 
В развитии общества довольно часто возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних. 
 
Содержание понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивление им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных обществ, их борьба за социальный контроль. 
 
Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами. 
Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др. 
Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенные жизненные циклы.  
Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются  
формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, то социальные движения не обладают такими признаками. 
Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу обычно относят рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. 
Наряду с общими, в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения. Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях. 
 
Если говорить о современных социальных движениях, то необходимо отметить, что в послевоенный период возникли и стали активно развиваться такие социальные движения как: женское движение, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, движение за мир, движение за гражданские права, антиядерное движение и энвайронментализм. Часто эти движения называются новыми социальными движениями. Они стали основой для возникновения, в частности, зеленых партий и организаций, находящихся под влиянием идей новых левых. Некоторые считают, что 1990-е годы стали временем появления нового глобального социального движения — антиглобализационного. 
Классификация использования социальных движений. 
1
. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них имеют относительно скромные цели и не стремятся к преобразованию основных институциональных структур. Таковы, например, движения против абортов, в защиту прав животных, за ограничение скорости на автострадах. Другие движения стремятся к более  глубоким преобразованиям, затрагивающим основы социальной организации. К ним относятся, например, движения за гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Вследствие того что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение в структуре общества, активность этих движений имеет гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально: происходит радикальное преобразование самого общества. Если же предполагаемые изменения касаются основ социальной структуры и направлены на тотальное изменение общества в целом, построение вместо него «альтернативного» общества, тогда речь идет о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения. 
2. Социальные движения различаются в зависимости от целей собственной активности. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности. Первые в свою очередь делятся на социополитические движения, которые пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах, и социокультурные движения, которые стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков). Движения, нацеленные на изменения личности, тоже имеют две разновидности. Первая – мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения). Вторая – движения, призывающие к самосовершенствованию, исходя из того, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки. 
3. Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движения спасения, преследующие цель -полностью изменить членов общества; альтернативные, предполагающие их частичное изменение. 
4. Социальные движения различаются в зависимости от характера своих требований. Некоторые движения стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно назвать прогрессивными. К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, то есть стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Их можно назвать консервативными, или ретроактивными. Примерами могут служить экологическое движение; движение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, возникшее после краха коммунизма. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны.

5. Социальные движения различаются в зависимости от стратегии, внутренней логики своей деятельности. Одни следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства (партия зеленых в Германии, «Солидарность» в Польше). Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права, этнические,феминистские и др. 
В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом деятельность одних движений создает условия для возникновения контрдвижений. 
Общество, которое подавляет, блокирует или запрещает социальные движения, уничтожает механизм собственного самоулучшения и само-трансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Если сектор социального движения узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», обреченным на застой и упадок.
 
 
 

Список  Использованной Литературы 
1.Общая социология: Учеб. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М,  2007. 
 
2.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.,Самыгин С.М. Социология. Курс лекций: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 
 
3.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 2-е изд.,перераб. и доп.  
 
4.Общая социология: Учебник /Фролов С.С. Проспект, ТК Велби, М,2008.

5.Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. 
6.Общая социология: Учеб. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 200
 

Информация о работе Социальные движения