Социальные функции деловой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучить категорию деловая активность.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие деловой активности и её индексы;
- изучить социальные функции деловой активности;
- раскрыть сущность оценки деловой активности.

Содержание работы

Введение………………………………………………...…………………………3
1 Понятие деловой активности….……………………………………………….4
1.1 Индексы деловой активности…………………………………………...……5
2 Социальные функции деловой активности……………………………...…….9
3 Сущность оценки деловой активности……………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………….…..19

Файлы: 1 файл

КСО реферат.docx

— 33.22 Кб (Скачать файл)

Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего - экономических. Поэтому  деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние  на принятие политических решений, без  их активного участия и поддержки  не обходится ни одна избирательная  кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается  одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени, деловой  мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую  функцию - в том плане, что его  состояние, цели, характер и способы  осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные  цели и т.д.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции  деловой активности. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Культурально-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.

В свете сказанного, становится очевидным, что в современном  обществе бизнес выполняет важнейшую  модернизационную, а еще точнее - инновационную функцию, обеспечивая не только экономические условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и не основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает  главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование  и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой  стране и в любом обществе не могут  полноценно развиваться без поддержки  со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность и т.п. – перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.

Деловая активность (бизнес) - одна из наиболее динамичных и пластичных форм человеческой деятельности. Ее технология менялась и радикально, особенно - за последнюю сотню лет.

Это обстоятельство не всегда учитывается в российском общественном мнении, но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. А на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса.

В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением  и посыпанием головы пеплом, не искал  позитивных начал в своих поражениях и катастрофах, не извлекал зерен  подъема из собственных падений. Понимание этого открывает путь к ответственному диалогу с миром, к реализации вектора развития, ориентированного в будущее, а главное - диалогу  внутри общества. Без социального  согласия у России нет пути в будущее. В этой связи роль деловой активности, бизнеса - как мотора развития - выходит  на первый план.

 

 

3 Сущность оценки деловой  активности.

 

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения  деятельности данной коммерческой организации  и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.

Количественная оценка и  анализ деловой активности могут  быть сделаны по двум направлениям:

- степень выполнения плана  (установленного вышестоящей организацией  или самостоятельно) по основным  показателям, обеспечение заданных  темпов их роста; 

- уровень эффективности  использования ресурсов коммерческой  организации. 

Текущая деятельность любой  коммерческой организации может  быть охарактеризована с различных  сторон. В нашей стране основными  оценочными показателями традиционно  считаются объем реализации и  прибыль. Помимо них в анализе  применяют показатели, отражающие специфику  производственной деятельности коммерческой организации. По каждому из этих показателей, в принципе, может устанавливаться  плановое значение или внутрипроизводственный норматив (ориентир), с которым и  производится сравнение по истечении  отчетного периода. Что касается динамики основных показателей, то наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления  темпов их изменения. В частности, в  известном смысле является оптимальным  следующее соотношение темповых показателей:

 

ТРБ > ТQP > ТB > 100%

 

где ТРБ, ТQP, ТB -- соответственно темпы изменения балансовой прибыли, объема реализации, суммы активов (капитала).

Данное соотношение означает:

- во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения;

- во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;

- в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение  эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество  показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления  подобных показателей такова. Любое  предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и  финансовые. В данном случае под  материальными ресурсами чаще всего  понимают материально-техническую  базу предприятия, причем для финансового  менеджера интерес представляет прежде всего не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов  линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы.

Этот коэффициент имеет  очевидную экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки  от реализации приходится на один рубль  вложений в основные средства. При  прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как  благоприятная тенденция. Выполняя пространственно-временные сопоставления, необходимо отдавать себе отчет в  том, какие исходные данные были использованы для расчета. Чаще всего используются балансовые оценки, а, как известно, отчетность периодически меняется. В  частности, в минувшие годы выручка  показывалась совместно с НДС  и акцизами, а основные средства в балансе приводились по первоначальной или восстановительной стоимости.

Рассмотренное соотношение  в мировой практике получило название "золотое правило экономики  предприятия". Однако если деятельность предприятия требует значительного  вложения средств (капитала), которые  могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда  эти отклонения не следует рассматривать  как негативные. К причинам возникновения  таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых  технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и  реконструкции действующих предприятий.

Для оценки эффективности  использования ресурсов предприятия  применяются различные показатели, характеризующие интенсивность  использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.

Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала. Его формула такова:

 

f = Qр / B

 

где f – ресурсоотдача;

     Qp, В – известно (В – берется среднегодовая сумма всех средств).

 

При анализе динамики этого  показателя выявляется тенденция его  изменения. Тенденция в сторону  роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Показатель фондоотдачи  тесно связан с производительностью и фондовооруженностью труда. Основным условием роста фондоотдачи является превышение роста производительности труда над темпами роста его фондовооруженности.

Приобретение нематериальных активов имеет своей целью  получение экономического эффекта  от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Конечный эффект от использования  лицензий, "ноу-хау" и других нематериальных активов выражается в общих результатах  основной и коммерческой деятельности предприятия: росте объема продаж продукции  на основе повышения ее качества и  соответствующей надбавки в цене товара, конкурентоспособности продукции  и расширения рынка сбыта; экономии текущих затрат путем сокращения длительности производственного (жизненного) цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых на производство и сбыт продукции; в конечном итоге, увеличении прибыли. Исходя из этого, при оценке эффективности использования материальных активов также следует исходить из "золотого правила экономики .предприятия": темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов. На практике нередко завышают стоимость таких нематериальных активов, как "Деловая репутация фирмы", "Товарный знак фирмы".

В хозяйственной практике при анализе состояния предприятия  большое внимание уделяется анализу  интенсивности использования оборотных  средств (текущих активов), так как  именно от скорости превращения их в денежную наличность зависит ликвидность  предприятия и его шансы на успех. В этой связи возникает  необходимость в установлении и  обосновании критерия эффективности оборотных средств и методики их определения.

Критерием эффективности  использования оборотных средств (деловой активности) может быть относительная минимизация авансируемых оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких  производственных (объем производства, ассортимент, качество продукции) и  финансовых (прибыль, доход) результатов  деятельности предприятия.

Исходя из указанного критерия, эффективность использования оборотных  средств может характеризоваться  системой показателей: коэффициентом  опережения темпов роста объема продукции (работ, услуг) над темпами роста  остатков оборотных средств; увеличением  реализацией продукции (работ, услуг) на один рубль оборотных средств; относительной экономией (дополнительным увеличением) оборотных средств; ускорением оборачиваемости оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств означает экономию общественно необходимого времени  и высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходиться меньшей суммой оборотных средств, для обеспечения выпуска и реализации продукции или при том же объеме оборотных средств увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.

Факторами ускорения оборачиваемости  оборотных средств являются оптимизация  производственных запасов, эффективное  использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств  в остатках готовой продукции.

Средние остатки оборотных  средств определяются исходя из остатков на начало года (квартала), на квартальные  даты и на конец года (квартала) как  средняя хронологическая величина.

Плановые показатели оборачиваемости  средств предприятия могут определяться лишь по материальным оборотным средствам.

Плановый оборот по реализации исчисляется, исходя из тех же показателей, которые были учтены при определении  фактического оборота. При этом оборот по реализации промышленной продукции (работ, услуг) учитывается в сумме  выручки, принятой при расчете плановой прибыли.

Информация о работе Социальные функции деловой активности