Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 22:29, реферат
Эталонно-спортивная функция спорта заключается в создании образца, эталона для подражания для массовых занятий физкультурой и спортом. Например, для проведения матча по дворовому футболу необходимо знать, как проходят игры с участием футболистов – профессионалов. Эвристическая («первооткрывательская») функция спорта заключается в открытии скрытых физических резервов организма, разработке новых комплексов упражнений, создании новых видов спорта, внедрении новых технологий подготовки к состязаниям и т.п.
Социальные функции спорта (эталонно-спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и др.).
Эталонно-спортивная функция спорта заключается в создании образца, эталона для подражания для массовых занятий физкультурой и спортом. Например, для проведения матча по дворовому футболу необходимо знать, как проходят игры с участием футболистов – профессионалов. Эвристическая («первооткрывательская») функция спорта заключается в открытии скрытых физических резервов организма, разработке новых комплексов упражнений, создании новых видов спорта, внедрении новых технологий подготовки к состязаниям и т.п. Социализирующая функция спорта заключается в приобщении людей, особенно подростков, к жизни в обществе (социологии), к достижениям культуры, в том числе и физической. Эстетическая функция спорта заключается в удовлетворении эстетических потребностей человека – потребностей наблюдать за красивыми зрелищами, видеть красивые движения, иметь красивую фигуру, красиво двигаться и т.п. Прикладная функция спорта заключается в развитии у человека физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты, пластики и т.п., – необходимых человеку при осуществлении деятельности, не связанной со спортом, например, для службы в армии или для занятия балетом. Экономическая функция спорта проявляется, когда спортивная индустрия направлена на извлечение финансовой выгоды – продажа билетов, реклама с участием известных спортсменов, продажа спортинвентаря и т.п. Кроме вышеперечисленных, можно выделить такие социальные функции спорта, как консолидирующая (объединение группы людей), социализирующая (приобщение к жизни в обществе), пропагандистская (использование спорта для достижения, например, политических целей или пропаганды здорового образа жизни), миротворческая и др. Под спортивной техникой понимается совокупность знаний, умений и навыков выполнения спортивных упражнений. Под соревновательными действиями понимается участие в состязаниях. Совершенно естественно, что при участии в состязаниях, т.е. при реализации соревновательных действий, спортсмен будет применять знания, умения и навыки выполнения спортивных упражнений, полученные им на спортивных тренировках. Таким образом, спортивная техника действительно выступает как средство реализации соревновательных действий.3 Техническое мастерство спортсмена – это понятие очень нечеткое, размытое. Когда речь идет о конкретном спортсмене в конкретной ситуации, всегда необходимо обращаться к показателям, критериям и факторам технического мастерства. Показатели технического мастерства – это количественные или качественные параметры, характеризующие выполнение упражнения. К таковым относятся, например, количество выбитых очков при стрельбе, точность выполнения прыжка в воду и т.п. Следует отметить, что качественные показатели часто сводятся к количественным – так, красоту и точность выполнения гимнастического упражнения оценивают в баллах. Показатели технического мастерства следует отличать от показателей силы и выносливости, таких как время прохождения дистанции, массу штанги и т.п. Критериями технического мастерства являются выполнение установленных нормативов, которых должны достигать количественные показатели технического мастерства. К факторам технического мастерства относятся, прежде всего, стабильность показателей (результатов), постоянное увеличение (положительная динамика) показателей и небольшой восстановительный период после достижения результата. Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений — возраст до 14—15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Моральное удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления нечестности. Учебные группы по своему составу, как правило, многонациональны. На занятиях у студентов формируются дружеские отношения, товарищеская взаимопомощь, уважение и сопереживание. Неправильная организация занятий или спортивных мероприятий может создать атмосферу конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Негативным явлениям следует давать принципиальную оценку, чтобы в последующем они не повторялись. Гуманные отношения друг к другу развиваются и совершенствуются на соревнованиях и тренировках, так как спорт предполагает здоровое и честное соперничество. В спорте побеждает сильнейший - наиболее подготовленный во всех отношениях спортсмен, что соответствует олимпийским идеалам. Студентов необходимо привлекать к судейству соревнований, проведению спортивных праздников и вечеров. Неотъемлемой частью учебного процесса являются экзамены, которые влияют на состояние студентов, не только психологическое, но и физическое. Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания. Комплексное воздействие всех факторов на состояние студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д. Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.