Социальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Файлы: 1 файл

Социальная группа.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

Введение

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству  социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков. Человек смотрит  на мир и относится к другим людям в соответствии со своим  статусом. Чем больше социальных ролей  способен воспроизвести индивид, тем  более приспособленным к жизни  он является. Таким образом, процесс  развития личности часто выступает  как динамика освоения социальных ролей.

Человек ежедневно взаимодействует  с разными людьми и социальными  группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может  быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них  соответствующее положение, обусловленное  взаимоотношениями с другими  членами группы. Для анализа степени  включения индивида в различные  группы, а также положений, которые  он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

 

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1]

Первое письменное появление  французского слова groupe, от которого, позже  произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[2]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[3].

Признаки социальной группы:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

социальная  интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;

хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат  в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации  отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в  масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся  производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.)

К многообразным малым  группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские  общности. Их отличает наличие межличностных  отношений и личных контактов  друг с другом.

Функции социальных групп

Существуют различные  подходы к классификации функций  социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции  групп:

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[4]

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время  является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования  различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих  социокультурных потребностей и  тем самым создает условия  для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения  и мотивации. В результате можно  констатировать обновление и расширение самого характерного в современном  мире - среднего слоя (среднего класса)

 

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мейн.

Статусный набор

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими  статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Социальный набор — введено американским социологом Робертом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Социологи различают:

прирожденный  статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

 

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает  при двух обстоятельствах:

  1. когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  2. когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру — участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[5]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвин Гофман в своих исследованиях  ритуалов взаимодействия, принимая и  развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые  предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного  конструирования и поддержания  «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности  во взаимодействии, ошибки в поведении  партнеров.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей  определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В  зависимости от общественных отношений  выделяют социальные и межличностные  социальные роли.

Социальные роли связаны  с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные  безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и  женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны  с межличностными отношениями, которые  регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных  отношениях, каждый человек выступает  в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для  окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем  сложнее изменить привычный для  окружающих стереотип поведения.

Характеристики  социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

По  масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По  способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По  степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По  видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой  масштаб, поскольку между мужем  и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с  другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники  данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами  жизни друг друга, их отношения практически  не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически  определяются возрастом и полом  человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может  быть только проблема соответствия своей  роли, которая уже существует как  данность. Другие роли достигаются  или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически  все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений  носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений  между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, —  только неформальных; третьи могут  сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя  ГИБДД с нарушителем правил дорожного  движения должны определяться формальными  правилами, а отношения между  близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется  эмоциональность, ведь человек, воспринимая  и оценивая другого, проявляет к  нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Информация о работе Социальные группы