Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:18, реферат
Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Экономика не может функционировать без определенных форм собственности на средства производства, производственных коллективов, организации предпринимателей и трудящихся и т.д. Политика получает свое выражение прежде всего в деятельности государства и политических партий.
Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью. Институт включает в себя и какие-то «блоки» целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь.
Социальные институты культуры
Каждый
компонент социальной жизнедеятельности
имеет соответствующие формы организации, т.е. институты,
обеспечивающие как его поддержание, так
и воздействие на общественную жизнь в
целом. Экономика не может функционировать
без определенных форм собственности
на средства производства, производственных
коллективов, организации предпринимателей
и трудящихся и т.д. Политика получает
свое выражение прежде всего в деятельности
государства и политических партий.
Социальный институт не сводится
к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной
им деятельностью. Институт включает в себя и какие-то «блоки»
целенаправленной деятельности (например,
ритуалы, праздники), через которые поддерживается
общественная жизнь.
Институт всегда представляет собой ряд компонентов:
Социальные институты организуют и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Например, одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родственные права и обязанности.
Но
семья, как правило, представляет более
сложную систему отношений, чем брак, поскольку
она может объединять не только супругов,
но и их детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать
не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий
и отношений индивидов, выполняющих функции
воспроизводства человеческого рода и
регулирующих все связи, взаимодействия
и отношения на основе определенных ценностей
и норм, подверженных обширному социальному
контролю через систему позитивных и негативных
санкций.
Семья как социальный институт в различных
культурах принимает различные формы.
В связи с этим ученые выделяют ряд типов
семейной организации. В зависимости от
формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья
предусматривает существование брачной
пары — мужа и жены, полигамная — или муж,
или жена имеют право иметь нескольких
жен или мужей.
В зависимости
от структуры родственных связей выделяется
простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная
семья представляет собой супружескую
пару с детьми, не состоящими в браке. Если
некоторые из детей состоят в браке, то
образуется расширенная, или сложная семья,
включающая в себя два или более поколений.
В современном обществе наблюдается процесс
ослабления семьи как социального института,
изменение ее социальных функций, неролевых
семейных отношений. Семья утрачивает
свои ведущие позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других важнейших
функциях Традиционные роли, при которых
женщина вела домашнее хозяйство, рожала
и воспитывала детей, а муж был хозяином,
часто единоличным собственником имущества,
и обеспечивал экономическую самостоятельность
семьи, заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин в странах
с христианской и буддийской культурами
стали участвовать в производственной,
политической деятельности, экономическом
обеспечении семьи и принимать равное,
а иногда ведущее участие в принятии семейных
решений Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за
собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны,
оно способствовало росту самосознания
женщины, равенства в супружеских отношениях,
с другой стороны, усугубило конфликтную
ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости
и увеличивая уровень смертности.