Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:46, реферат
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
I ) Введение.
II ) 1. Понятие «Социальный институт».
2. Эволюция социальных институтов.
3. Типология социальных институтов.
4. Функции и дисфункции социальных институтов.
5. Образование как социальный институт.
III ) Заключение.
Церковь создавалась
ради решения важных
8
временем она стала
заниматься также образованием, экономической
деятельностью (монастырское хозяйство),
сохранением и передачей
Если институт помимо
пользы приносит обществу вред,
то такое действие называют дис
К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.
Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.
Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.
Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.
Функции и дисфункции
социальных институтов бывают я
Явные функции институтов
являются ожидаемыми и необходимыми.
Они формируются и
Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.
Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.
Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.
К явным функциям школы
как института образования
9
приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций , как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.
Явными, т.е. достаточно очевидными,
функциями института высшего
образования можно считать
10
Образование как социальный институт.
Материальные и духовные
ценности и знания, накопленные
человечеством, необходимо
В социологии принято
различать формальное и
Под термином неформального
образования понимается
Наиболее существенными
особенностями современной
- превращение ее в
- решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);
- предопределение в
Институт образования
обеспечивает социальную
- трансляция и распространения
культуры в обществе (ибо именно
посредством образования
- формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
- социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);
- социальное и культурное
изменение, реализуемое в
Модель социальной структуры образования можно представить как
11
состоящую из трех основных компонентов:
- учащихся;
- преподавателей;
- организаторов и руководителей образования.
В современном обществе
образование является
12
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.
13
Каждый день возможна новая
авантюра, каждое собрание характеризуется
непредсказуемой
При появлении институциональных
моментов в общественном движении начинается
формирование определенных правил и
норм поведения, разделяемых большинством
его последователей. Назначается
место сбора или митинга, определяется
четкий регламент выступлений; каждому
участнику даются инструкции, как
нужно себя вести в той или
иной ситуации. Эти нормы и правила
постепенно принимаются и становятся
само собой разумеющимися. Одновременно
начинает складываться система социальных
статусов и ролей. Появляются устойчивые
лидеры, которые оформляются
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
14
1. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994
2. Методическое указание по социологии . СПбГАСУ,2002
3. Волков Ю.Г. Социология. М. 2000
4.
15
Содержание
1.План………………………………………………………………
2. Введение…………………………………………………………
3. Понятие «Социальный институт»……………………………………………..3
4. Эволюция социальных институтов…………………………………………..5
5. Типология социальных
институтов……………………………………….…...
6. Функции и дисфункции
социальных институтов………………………
7. Образование как социальный институт……………………………..….…...11
8. Заключение……………………………………………………
9. Список литературы…………………………………