Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:01, творческая работа
Каждый из нас точно скажет, что социальные институты играют огромную роль в жизни общества и в жизни каждого отдельного человека. Это институт политики, институт семьи, религии, экономики и т.д. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда их количество растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие-все более сложным. Что же такое социальный институт? Социальный институт- это исторически-сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определенные функции для удовлетворения социальных потребностей и регулирования поведения индивидов с вводом социальных норм.
Социальные институты в жизни общества. Институт образования.
Каждый из нас точно скажет,
что социальные институты
Прежде чем перейти к рассмотрению важных
социальных институтов, остановлюсь на
их функциях. Итак, функции социальные института: интегративная(это процессы
сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности
членов социальных групп, происходящие
под воздействием норм, правил, санкций
и систем ролей), функция воспроизводства общественных
отношений(это система правил и норм
поведения, закрепляющих, стандартизирующих
поведение каждого члена института и делающих
это поведение предсказуемым), регулятивная(это выработанный
шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий
взаимоотношения между членами общества), коммуникативная(
Безусловно, каждый из институтов значимый! Но особое внимание я бы хотела уделить институту образования. Институт образования - это система норм, правил, организующих процесс обучения и воспитания новых поколений. Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний, является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Замечательные слова произнес лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов: «Знания- это подлинный источник благополучия как личности, так и общества». С этим невозможно не согласиться. Образование приобщает индивида к главным плодам цивилизации, помогает индивиду ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом. Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его политикой. Каждое государство формирует свою систему образования, которая регулирует образовательные потребности государства. Также образование служит укреплению национальной и экологической и экономической безопасности нашей страны.
Признаками института образования являются:
Система образования имеет свою структуру. Она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Модель социальной структуры образования представляет собой три основных компонента: учащиеся, преподаватели, организаторы и руководители учебного процесса. На мой взгляд, чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств - дошкольное воспитание. Здесь происходит умственное, нравственное и физическое развитие ребенка. Поэтому особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми. Социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.
Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.
Функции образования:
1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории Отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения системы ценностей, принятой в данном обществе. Подрастающее поколение научится понимать других людей и самих себя, станет сознательным участником общественной жизни.
3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. То есть система образования является важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, социальным лифтом, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу.
4. Функция социальное и культурное изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.
5. Социальный контроль. Осуществление социального контроля посредством образования. Обязательность определенного уровня образования, унифицированные программы обучения как социальный стандарт.
Итак, образование играет большую роль в жизни общества. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономических сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений между социальными общностями и представителями их. Оно является ведущим мотивом в каждой деятельности. Образование является залогом всего. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Информация о работе Социальные институты в жизни общества. Институт образования