Социальные институты в жизни общества. Институт образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:01, творческая работа

Описание работы

Каждый из нас точно скажет, что социальные институты играют огромную роль в жизни общества и в жизни каждого отдельного человека. Это институт политики, институт семьи, религии, экономики и т.д. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда их количество растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие-все более сложным. Что же такое социальный институт? Социальный институт- это исторически-сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определенные функции для удовлетворения социальных потребностей и регулирования поведения индивидов с вводом социальных норм.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                               Чурсовой Екатерины

                                                                                                                                        102 группа

                                                                                                                       Философский факультет

 

 

                                                                Эссе.

                   Социальные институты в жизни общества. Институт образования.

 

                Каждый из нас точно скажет, что социальные институты играют  огромную роль в жизни общества  и в жизни каждого отдельного  человека. Это институт политики, институт семьи, религии, экономики и т.д. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда их количество растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие-все более сложным. Что же такое социальный институт? Социальный институт- это исторически-сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определенные функции для удовлетворения социальных потребностей и регулирования поведения индивидов с вводом социальных норм.

               Прежде чем перейти к рассмотрению важных социальных институтов, остановлюсь на их функциях. Итак, функции социальные института: интегративная(это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей), функция воспроизводства общественных отношений(это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым), регулятивная(это выработанный шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества), коммуникативная(распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами), функция социализации(т.е становление личности ,процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе). Я считаю, что все же главная функция любого института- удовлетворение определенной потребности(ради этого и создается сам институт).

               Безусловно, каждый из институтов значимый! Но особое внимание я бы хотела уделить институту образования. Институт образования - это система норм, правил, организующих процесс обучения и воспитания новых поколений. Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний, является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Замечательные слова произнес лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов: «Знания- это подлинный источник благополучия как личности, так и общества». С этим невозможно не согласиться. Образование приобщает индивида к главным плодам цивилизации, помогает индивиду ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом. Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его политикой. Каждое государство формирует свою систему образования, которая регулирует образовательные потребности государства. Также образование служит укреплению национальной  и экологической и экономической безопасности нашей страны.  

          Признаками института образования являются:

  • установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
  • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • кодекс устный и письменный
  • идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Система образования имеет свою структуру. Она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Модель социальной структуры образования представляет собой три основных компонента: учащиеся, преподаватели, организаторы и руководители учебного процесса. На мой взгляд, чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств - дошкольное воспитание. Здесь происходит  умственное, нравственное и физическое развитие ребенка. Поэтому особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми. Социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки.

     Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.

Функции образования:

1.       Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям).

2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории Отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения системы ценностей, принятой в данном обществе. Подрастающее поколение научится понимать других людей и самих себя, станет сознательным участником общественной жизни.

3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. То есть система образования является важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, социальным лифтом, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу.

4.   Функция социальное и культурное изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

5. Социальный контроль. Осуществление социального контроля посредством образования. Обязательность определенного уровня образования, унифицированные программы обучения как социальный стандарт.

Итак, образование играет большую роль в жизни общества. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономических сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений между социальными общностями и представителями их. Оно является ведущим мотивом в каждой деятельности. Образование является залогом всего. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

 

 

 

 

 

                                         

 

                                      Список литературы: 

 

  1. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща. Социология. Учебник для высших заведений. Москва «Наука» 1995 г.
  2. Овсянников А. А. Система образования в России и образование России // Мир России. - 1999. - № 3.
  3. Зборовский Г. Е. Социология образования. - Екатеринбург, 1994.
  4. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. Издательство «Экзамен», 2002 г.
  5. Методическое указание по социологии. СПбГАСУ, 2002 г.
  6. Нечаев В. Я. Социология образования. - М., 1992.
  7. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995
  8. Фролов. Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.
  9. 10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. 512с.
  10. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.

Информация о работе Социальные институты в жизни общества. Институт образования