Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:40, реферат
Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Таким образом, объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие социального института…………………………..…………………..5
2. Типология социальных институтов...……………………………...………….7
3. Функции социальных институтов……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.
Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.
Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:
Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.
Кроме этого, каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.
Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социальные институты. Кроме этого, во времена собирателей и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.
Кроме выше изложенных функций существуют явные и латентные функции социальных институтов. Эти функции представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.
Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными обществу.
Латентные функции институтов – те, которые скрытые, не заявленные. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.
Отсюда можно сделать
вывод, что явные функции
Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института.
Заключение
Социальный институт - это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а также определенные взаимоотношения между людьми. Также это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.
В процессе времени социальные институты видоизменяются и развиваются. Происходит процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, которые каждый по - своему удовлетворяет общественную потребность. На основе этого процесса появляются устойчивые лидеры, которые официально выбираются, назначаются и оформляются. Кроме этого каждый такой лидер может обладать определенным статусом и выполнять соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.
Список использованной литературы:
1. Общая социология. Бабосов Е.М. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с.
2. Общая социология. Конспект лекций. Горбунова М.Ю. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
3. Общая социология. Хрестоматия. Сост. Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И.- М.: Высшая школа, 2006. - 783 с.
4. Основы социологии и политологии. Павленок П.Д., Куканова Е.В. - М.: Форум, Инфра-М, 2007. - 272 с.
5. Социология. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.
6. Социология. Габдуллина К., Раисов Е.- Алматы: Нур-пресс, 2005. - 202 с.
7. Социология. Конспект лекций. Давыдов С.А. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
8. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. - М.: Норма, 2003. - 912 с.
9. Социология управления: Фундаментальный курс. Кравченко А.И., Тюрина И.О. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2005. - 1136 с.