Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:04, доклад
Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов.
Социальные институты
Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов.
Виды институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании
средств существования (
4) потребности в передаче
знаний, социализации подрастающего
поколения (институты
5) потребности в решении
духовных проблем (институт
Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества.
Классификация институтов:
1) экономическая сфера
- отношения в процессе
2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.
3) институты родства (брак
и семья) связаны с
4) Военный - институт, организующий
законное наследие и
5) институты образования
и культуры Их задача состоит
в укреплении, создании и развитии
культуры общества, в передаче
ее следующим поколениям. К ним
относятся школы, институты,
6)Социальная -- отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
7) религиозные институты
организуют отношение человека
к трансцендентным силам, т.
е. к силам
Функции социальных институтов:
Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.
Социологи разных направлений
стремятся классифицировать эти
функции, представить их в виде определённой
упорядоченной системы. Представители
институциональной школы в
1.Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
2.Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.
3.Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.
4.Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:
1) Репродукция - Воспроизводство
членов общества. Главным институтом,
выполняющим эту функцию,
2) Производство и распределение.
Обеспечиваются экономически - социальными
институтами управления и
3) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности -- институты семьи, образования, религии и др.
4) Функции управления
и контроля осуществляются
5) Регулирование использования власти и доступа к ней - политические институты
6) Коммуникации между членами общества - культурные, образовательные.
7) Защита членов общества от физической опасности - военные, правовые, медицинские институты.
Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.
Дисфункции социального
Нарушение нормативного взаимодействия
с социальной средой, в качестве
которой выступает общество или
сообщество, называется дисфункцией
социального института. Как отмечалось
ранее, основой формирования и функционирования
конкретного социального
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная
потребность может вызвать к
жизни стихийное появление