Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Файлы: 1 файл

соц институты.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

Понятие социальный институт:

 

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

 

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов. Одним  из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

 

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное  общественное образование, которое  имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты  могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

 

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это  система ценностей, норм, идеалов, а  также образов деятельности и  поведения людей и других элементов  социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

 

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.

 

Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

 

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой  цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение  социального института. Социальные институты - это организованные объединения  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Виды и функции  социальных институтов:

 

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить  в виде определенной упорядоченной  системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так  называемая "институциональная школа".

 

Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

 

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

 

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

 

3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

 

1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

 

2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

 

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

 

4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

 

5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

 

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Заключение:

 

Подводя итог, можно сказать, что тема "социальные институты" имеет чрезвычайно важное значение для изучения общества и выработки правильной линии поведения индивида в процессе его жизнедеятельности. Анализ институциональной основы российского общества позволяет констатировать, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы общество развивалось в соответствии со стандартами, принятыми в демократических странах.

 

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов. Одним  из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и  отношений конкретных лиц, индивидов  и социальных общностей.

 

Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальный институт выступает в  качестве организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью  структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

 


Информация о работе Социальные институты