Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:44, контрольная работа
Термин <институт> имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово <институт> в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное учреждение, а наука - это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие «социальный институт». Институционализация
общественной жизни……………………………………………………...4
2.Виды и функции социальных институтов……………………………8
3. Почему некоторые социальные институты продолжают……….14 существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?
4..Заключение……………………………………………………………..15
5. Список используемой литературы……………………………….....16
Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.
Очень часто на практике
некоторые институты продолжают
существовать, хотя они не только не
выполняют своих функций, но и
порой даже препятствуют им. Это
является доказательством того, что
у данного института существуют
скрытые функции, которые удовлетворяют
потребности определенных социальных
групп. Чаще всего подобное явление
можно наблюдать среди
Хотя латентные функции очень трудно распознать,
именно они представляют особый интерес
для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что,
если социолог ограничивает себя изучением
только явных функций, изучая проблему,
достигнет та или иная организация или
учреждение, созданные для определенных
целей, свои цели, то он «превращается
в искусного регистратора уже известных
систем поведения. Его оценки и анализ
ограничены вопросом, поставленным перед
ним нетеоретиком, человеком дела, например,
получим ли мы такие-то и такие-то результаты
от введения новой системы оплаты. Но вооруженный
понятием скрытой функции социолог направляет
свое исследование именно в ту область,
которая является наиболее обещающей
для теоретического развития социологии.
Он рассматривает известный (или планируемый)
вид социальной практики, чтобы установить
его скрытые, неосознаваемые функции (конечно,
так же, как и явные функции).
. Есть основание
полагать, что именно в том
пункте, где исследовательское
Изучение латентных
функций социальных институтов позволяет
не только создать достоверную картину
социальной жизни, но и дает возможность
осуществлять контроль за развитием социальных
связей и социальных объектов, а также
управлять протекающими в них процессами.
Социальные институты, как отмечает Я.Щепаньский,
в общественной жизни выполняют следующие
функции или задачи:
- создают возможность индивидам удовлетворить
различные свои потребности;
- регулируют действие индивидов в рамках
социальных отношений, то есть обеспечивают
выполнение желаемых действий и осуществляют
наказание за совершение нежелательных
действий;
- определяют и поддерживают общественный
строй своей системой социальных регуляторов
и осуществляют воспроизводство безличных
общественных функций (то есть такие функции,
которые выполняются всегда одним и тем
же способом, независимо от личных черт
и интересов человечества);
- производят интеграцию стремлений, действий
и отношений индивидов и обеспечивают
внутреннюю сплоченность общности.
При рассмотрении функций,
выполняемых социальными
Остановимся подробнее на функциях, выполняемых социальными институтами. Для более наглядного примера возьмем семью. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет — репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции.
Совокупность таких
социальных функций образует общие
социальные функции социальных институтов,
которые определяют вид данной социальной
системы. Функции, выполняемые социальными
институтами, очень многообразны. Рассмотрим
одну наиболее полную и интересную
классификацию социальных функций,
данную представителями
1. Воспроизводство
членов общества. Семья является
главным социальным институтом,
выполняющим эту функцию,
2. Социализация
— передача молодому поколению
установленных в обществе
3. Производство
и распределение (органы
4. Функции управления
и контроля, осуществляемые через
систему социальных норм и
предписаний, определяющие и
Дисфункции социальных институтов. Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.
В период интенсивных социальных перемен в обществе часто возникают ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не могут найти адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов. Такое несоответствие может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (например, недостаток материальных средств, недостаток подготовленных кадров и т.д), так и во внутренней, содержательной деятельности (например, неясность целей деятельности института, неопределенность функций, падение социального престижа и авторитета института и т.д.).
Дисфункция наступает и в случае потери социальным институтом его существенного качества — деперсонализации деятельности. Как известно, социальный институт функционирует как объективно действующий механизм. в котором каждый человек, на основе разработанных норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет заранее определенные роли. Принцип деперсонализации заключается в том, что выполнение функций института зависит от четкого распределения социальных ролей и эффективной работы всего механизма. обеспечивающего должное исполнение этих функций, а не от личностных особенностей, склонностей, предпочтений выполняющих их индивидов или других субъективных моментов. Персонализация (потеря деперсонализации) института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, его объективные функции уходят на второй план, на первый план выходят личные и корпоративные интересы конкретных действующих лиц, а также их персональные качества и свойства. А это, в конечном итоге, ведет к тому, что социальный институт становится все менее ориентированным на достижение основной цели своего существования — обеспечение той или иной социальной потребности.
Практический вопрос
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.
Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:
В жизненном цикле
института как социальной организации
выделяют несколько стадий, которые
качественно отличаются друг от друга.
зарождение организации.
Помимо жизненного
цикла института и его
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный институт
предстает перед нами гигантской
социальной системой, существующий исторически
длительное время, удовлетворяющий
фундаментальные потребности
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.
Список используемой литературы