Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 00:49, реферат

Описание работы

Социальный институт — это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.
социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 25.67 Кб (Скачать файл)

Тема2

2. Социальный институт» — это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в  которую включаются также нормы  и статусы;

- совокупность обычаев,  традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную  сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных  действий.

В социальном обществе насчитывают  сотни институтов, но более всего  выделяют политический институт, экономический  институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно  историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга  и отражают культурный облик характерный  для этого общества.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так  же институты одновременно выступают  и инструментами социального  контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться  принятым нормам и соблюдать соответствующую  дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Условия возникновения социальных институтов:

1. Главной предпосылкой  возникновения социального института  является возникающая и распространяющаяся  в обществе потребность в чем-либо. Если эта потребность не может быть удовлетворена за счет какого-либо уже существующего социального института, то она стимулирует формирование нового.

2. У общества должны  быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности.

3. У общества должны  быть ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, организационные и др.), которые необходимо стабильно пополнять.

4. Должна возникнуть культурная среда – система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому социальному институту.

Социальные институты  могут быть формальными и неформальными. В первых социальные взаимодействия в ходе удовлетворения потребности регулируются законами или иными правовыми актами, включая различные распоряжения, установления, правила, регламенты, уставы и др. Во вторых – негласными правилами, привычным поведением, модой и др. Соответственно и функции социальных институтов могут быть явными и латентными(скрытыми). Явные фиксированы в письменных документах, формально заявлены. Латентные – те, которые реализуются на самом деле. Между явными и латентными функциями иногда наблюдается тождество, а иногда – имеются существенные расхождения.

 

5. Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные)

Различают пять фундаментальных  потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим  сферам жизнедеятельности общества:

1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.

2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.

4) Военный – институт, организующий законное наследие  и осуществляет защиту членов  общества от физической опасности.

5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.

6)Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

4.  Понятие социальный институт предполагает:

наличие в обществе потребности  и ее удовлетворение механизмом воспроизводства  социальных практик и отношений;

эти механизмы, являясь надындивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в  целом либо отдельную ее сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

ролевые модели поведения  и статусы (предписания их исполнения);

их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;

средства трансляции социального  опыта (материальные, идеальные и  символические), а также меры, стимулирующие  одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания  институционального порядка;

социальные позиции –  сами институты представляют собой  социальную позицию ("пустых" социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Кроме того, предполагают наличие  определенной социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.

Функции

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы – семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность ее распада.

2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и безответственность членов. Это происходит под воздействием норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммукативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри , так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику – формальные связи. У института средств массовой информации – это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим – в меньшей.

Тема 3

1.  В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека.

В социологии Личность определяется как: 

  1.  
    системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
  2.  
    субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

При изучении человеческой личности принято различать следующие  уровни ее проявления: 
 
1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей; 
 
2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными; 
 
3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное); 
 
4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного  общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. 

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия  других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие  в этом процессе.

В рамках анализа жизненной  позиции встает вопрос об образе жизни  личности.

Образ жизни - совокупность типичных форм жизнедеятельности  людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д.

Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет как специфическое общественное условие. Личность сталкивается с целой выбора жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни" пересекаются и дополняют друг друга.  

 В момент жизненного  выбора личность проходит испытание  на зрелость и социальную устойчивость  как сознательный субъект общественной  жизни. 

 

2.  Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Социализация - это долгий и трудный процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного  функционирования личности в данном обществе.

выделяют следующие стадии социализации:

- Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

- Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

- Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Информация о работе Социальные институты