Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:58, контрольная работа
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………………………………..стр.3
Виды и функции социальных институтов……………………………………….стр.5
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции……………………….стр.7
Заключение…………………………………………………………………………………….….стр.9
Список литературы…………………………………………………………………………..стр.10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Омский филиал
Кафедра «Общественной науки»
Специальность «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По дисциплине «Социология»
Тема: Социальные институты
Вариант №16
Студент:
Группа:
№ личного дела:
Преподаватель:
_____________
дата поступления зачет и подпись
работы
2013 г.
Содержание
1.Понятие «социальный
институт».
Социальные институты (от лат. institutum -
установление, учреждение) - это исторически
сложившиеся формы организации совместной
деятельности людей. Термин «социальный
институт» употребляется в самых разнообразных
значениях. Говорят об институте семьи,
институте образования, здравоохранения,
институте государства и т. д. Первое, чаще
всего употребляемое значение термина
«социальный институт», связано с характеристикой
всякого рода упорядочения, формализации
и стандартизации общественных связей
и отношений. А сам процесс упорядочения,
формализации и стандартизации называется
институционализацией.
Процесс институционализации
включает в себя ряд моментов. Одним из
необходимых условий появления социальных
институтов служит соответствующая социальная
потребность. Институты призваны организовывать
совместную деятельность людей в целях
удовлетворения тех или иных социальных
потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет
потребность в воспроизводстве человеческого
рода и воспитании детей, реализует отношения
между полами, поколениями и т. д. Институт
высшего образования обеспечивает подготовку
специалистов, дает возможность человеку
развить свои способности для того, чтобы
реализовать их в последующей деятельности
и обеспечивать свое существование и т.
д. Возникновение определенных общественных
потребностей, а также условий для их удовлетворения
является первыми необходимыми моментами
институционализации. Социальный институт
образуется на основе социальных связей,
взаимодействия и отношений конкретных
лиц, индивидов, социальных групп и иных
общностей. Но он, как и другие социальные
системы, не может быть сведен к сумме
этих лиц и их взаимодействий. Социальные
институты носят надиндивидуальный характер,
обладают своим собственным системным
качеством. Следовательно, социальный
институт представляет собой самостоятельное
общественное образование, которое имеет
свою логику развития. С этой точки зрения
социальные институты могут быть рассмотрены
как организованные социальные системы,
характеризующиеся устойчивостью структуры,
интегрированностью их элементов и определенной
изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы
их основные элементы? Прежде всего, это
система ценностей, норм, идеалов, а также
образцов деятельности и поведения людей
и других элементов социокультурного
процесса. Эта система гарантирует сходное
поведение людей, согласовывает и направляет
в определенное русло их стремления, устанавливает
способы удовлетворения их потребностей,
разрешает конфликты, возникающие в процессе
повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той
или иной социальной общности и общества
в целом. Само по себе наличие этих социокультурных
элементов еще не обеспечивает функционирование
социального института. Для того чтобы
он работал, необходимо, чтобы они стали
достоянием внутреннего мира личности,
были интерна- ционализованы ими в процессе
социализации, воплотились в форму социальных
ролей и статусов. Интернационализация
индивидов всех социокультурных элементов,
формирование на их основе системы потребностей
личности, ценностных ориентаций и ожиданий
является вторым важнейшим элементом
институционализации. Третьим важнейшим
элементом институционализации является
организационное оформление социального
института. Внешне социальный институт
представляет собой совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными
материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию. Так,
институт высшего образования состоит
из определенной совокупности лиц: преподавателей,
обслуживающего персонала, чиновников,
которые действуют в рамках таких учреждений,
как вузы, министерство или Госкомитет
по высшей школе и т. д., которые для своей
деятельности располагают определенными
материальными ценностями (зданиями, финансами
и т. д.).
Итак, каждый социальный институт
характеризуется наличием цели своей
деятельности, конкретными функциями,
обеспечивающими достижение такой цели
набором социальных позиций и ролей, типичных
для данного института. На основе изложенного,
можно дать следующее определение социального
института. Социальные институты - это
организованные объединения людей, выполняющих
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе исполнения членами своих
социальных ролей, задаваемых социальными
ценностями, нормами и образцами поведения.
2.Виды и функции социальных институтов
Социальные институты
классифицируют на основе
- Экономические (собственность,
деньги, банки, хозяйственные
- Политические (государство, Верховная
Рада, суд, прокуратура) - связаны
с установлением, исполнением
и поддержанием определенной
формы политической власти, Сохранением
и воспроизводством
- Культурные и воспитательные (наука,
образование, семья, религия,
- Социальные - организуют добровольные
объединения, регулирующих
По критерию способа
регулирования поведения людей
в рамках определенных
Формальные социальные
институты. Основывают свою
Неформальные социальные
институты. Они не имеют
Каждый социальный институт выполняет специфическую функцию. Их совокупность формирует общие функции. Основополагающими и наиболее значимыми среди них являются:
- Регулятивная функция - заключается
в регулировании с помощью
норм, правил поведения, санкций
действий индивидов в рамках
социальных отношений (
- Функция воспроизводства,
- Интегративная функция - заключается в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, что в целом обеспечивает социальную стабильность общества;
- Коммуникативная функция - направлена
на обеспечение связей, Общения,
взаимодействия между людьми
за счет определенной
Перечисленные функции
присущие каждому институту.
Поддержанию функциональности
социального института
- Наличие социальных норм, предписаний, регулирующих поведение людей;
- Интеграция института в
- Возможность осуществлять
- Наличие материальных средств
и условий для поддержки
Если эти условия
не соблюдать, социальные
Среди самых распространенных дисфункций выделяют:
- Несоответствие института
- Размытость, неопределенность функций,
проявление их в символические,
- Снижение авторитета
- Персонализация деятельности
института, Которая означает, что
он перестает действовать в
соответствии с объективными
потребностями, меняет свои
В современном украинском
обществе, которое переживает социальную
трансформацию, прослеживаются
Социология с одинаковым
интересом относится как к
функциональной, так и дисфункциональной
деятельности основных
3. Почему некоторые
социальные институты
Этот вопрос объясняется
динамикой социальных
Помимо жизненного
цикла института и его
В настоящее время
большинство правительств по
всему миру делает или слишком
много, или слишком мало. Они
делают слишком много тогда,
когда выполняют такие функции,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.