Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:58, контрольная работа

Описание работы

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Содержание работы

Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………………………………..стр.3
Виды и функции социальных институтов……………………………………….стр.5
Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции……………………….стр.7
Заключение…………………………………………………………………………………….….стр.9
Список литературы…………………………………………………………………………..стр.10

Файлы: 1 файл

социольгия.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ»

 Омский филиал

 

Кафедра «Общественной науки»

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Социология»

Тема: Социальные институты

Вариант №16

 

 

 

 

Студент:

Группа:

№ личного дела:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

                _____________                                                       _______________

                  дата поступления                                                 зачет и подпись                

                  работы                                                                     преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

 

Содержание

 

  1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни………………………………………………………………………………………………..стр.3
  2. Виды и функции социальных институтов……………………………………….стр.5
  3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции……………………….стр.7
  4. Заключение…………………………………………………………………………………….….стр.9
  5. Список литературы…………………………………………………………………………..стр.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие «социальный  институт». Институционализация  общественной жизни  

     Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. 
       Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку специалистов, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условий для их удовлетворения является первыми необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. 
      Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интерна- ционализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернационализация индивидов всех социокультурных элементов, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.). 
      Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе изложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе исполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

 

 

2.Виды и функции социальных институтов

 

     Социальные институты  классифицируют на основе различных  критериев. Наиболее распространенной  является классификация по критерию  целей (содержательных задач)  и сферой действия. В таком  случае принято выделять экономические,  политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов:

- Экономические (собственность,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа) - обеспечивают  производство и распределение  общественного богатства, регулируют  денежное обращение;

- Политические (государство, Верховная  Рада, суд, прокуратура) - связаны  с установлением, исполнением  и поддержанием определенной  формы политической власти, Сохранением  и воспроизводством идеологических  ценностей;

- Культурные и воспитательные (наука,  образование, семья, религия, разные  творческие учреждения) - способствуют  усвоению и воспроизведению культурных, социальных ценностей, социализации  индивидов;

- Социальные - организуют добровольные  объединения, регулирующих повседневную  социальное поведение людей, Межличностные  отношения.

     По критерию способа  регулирования поведения людей  в рамках определенных институтов  выделяют формальные и неформальные  социальные институты.

     Формальные социальные  институты. Основывают свою деятельность  на четких принципах (правовых  актах, законах, указах, регламентах,  инструкциях), осуществляющих управленческие  и контрольные функции на основании  санкций, связанных с поощрением  и наказанием (административным  и уголовным). К таким институтам  относятся государство, армия,  школа и т.д..

     Неформальные социальные  институты. Они не имеют четкой  нормативной базы, то есть взаимодействие  в рамках этих институтов не  закреплена формально. Есть результатом  социального творчества и волеизъявления  граждан. Социальный контроль  в таких институтах устанавливается  с помощью норм, закрепленных  в общественном мнении, традициях,  обычаях. К ним относят различные  культурные и социальные фонды,  объединения по интересам и  т.д..

Каждый социальный институт выполняет  специфическую функцию. Их совокупность формирует общие функции. Основополагающими  и наиболее значимыми среди них  являются:

- Регулятивная функция - заключается  в регулировании с помощью  норм, правил поведения, санкций  действий индивидов в рамках  социальных отношений (обеспечивается  выполнение желаемых действий  и устранения нежелательного  поведения);

- Функция воспроизводства, непрерывности  общественного отношения - благодаря  ей социальный институт транслирует  опыт, ценности, Нормы культуры из  поколения в поколение; социальные  институты существуют во всех  обществах и является частью  обычаев народа;

- Интегративная функция - заключается  в объединении стремлений, действий, отношений индивидов, что в  целом обеспечивает социальную  стабильность общества;

- Коммуникативная функция - направлена  на обеспечение связей, Общения,  взаимодействия между людьми  за счет определенной организации  их совместной жизнедеятельности.

      Перечисленные функции  присущие каждому институту. Семья  - наглядный пример такой многосторонней  функциональности. Кроме них, социальные  институты могут выполнять конкретные  экономические, управленческие, политические  и другие функции, которые бывают  явными и латентными. Явные (формальные) функции зафиксированы в нормативных  документах, осознанные и принятые  причастными к определенному  института людьми, подконтрольные  обществу. К явным функциям социального института образования можно отнести приобретение грамотности, профессиональную социализацию подобное. Латентные (скрытые) функции являются официально незаявленных, но в действительности совершаются. Латентной функцией института образования является, например, так называемая «социальная селекция», что выражается в закреплении и достижении через систему образования (элитарные престижные вузы, которые дают востребованную профессиональную квалификацию) социального неравенства. Иногда явные и латентные функции могут совпадать, но за их разногласий возникает нестабильность, даже дезорганизация общества.

     Поддержанию функциональности  социального института способствуют:

- Наличие социальных норм, предписаний,  регулирующих поведение людей;

- Интеграция института в социальную  систему общества, Что обеспечивает  ему поддержку самого общества;

- Возможность осуществлять социальный  контроль за соблюдением норм  поведения;

- Наличие материальных средств  и условий для поддержки деятельности  института.

     Если эти условия  не соблюдать, социальные институты  станут дисфункциональными, в их  работе возникнут сбои, нарушения,  что может дестабилизировать  общество.

Среди самых распространенных дисфункций выделяют:

- Несоответствие института конкретным  потребностям общества (нечеткость  институциальнои деятельности);

- Размытость, неопределенность функций,  проявление их в символические,  ненаправленные на достижение  рациональных целей;

- Снижение авторитета социального  института в обществе;

- Персонализация деятельности  института, Которая означает, что  он перестает действовать в  соответствии с объективными  потребностями, меняет свои функции  в зависимости от интересов  отдельных людей, их личных  качеств.

     В современном украинском  обществе, которое переживает социальную  трансформацию, прослеживаются типичные  черты институциального кризиса  (дисфункции в деятельности основных  социальных институтов). Так, дисфункции  политических институтов проявляются  в неспособности стабилизировать  общественную жизнь, работать  в интересах большинства населения,  беззаконии, криминализации, коррумпированности. Прослеживается тенденция снижения  авторитета и недоверие к основным  институтам государственной власти.

      Социология с одинаковым  интересом относится как к  функциональной, так и дисфункциональной  деятельности основных социальных  институтов, поскольку состояние  институциальной системы является  важным индикатором стабильности  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Почему некоторые  социальные институты продолжают  существовать, даже если они не  выполняют возложенные на них  функции?

     Этот вопрос объясняется  динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов  понимают три взаимосвязанных  процесса: 1. жизненный цикл института  от момента появления до его  исчезновения; 2. функционирование зрелого  института, т.е. выполнение явных  и латентных функций, появление  и продолжение дисфункций; 3. эволюция  института – изменение вида, формы  и содержания в историческом  времени, возникновение новых  и отмирание старых функций. 

     Помимо жизненного  цикла института и его исторической  эволюции, в понятие «динамика  институтов» необходимо включать  взаимодействие институтов, принимающие  самые разные формы, в том  числе две основные - сотрудничество  и конкуренцию. Если институт  производства успешно справляется  со своей функцией, экономика  процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета  больше, чем прежде, поступает средств  на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной  помощи и др. Поскольку образование,  культура и наука остаются  самыми престижными и одновременно  самыми бедными институтами общества, то представители других институтов  борются между собой за право  диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации,  партии выступают в роли спонсоров,  промышленные корпорации подбирают  себе кадры чуть ли не со  школьной скамьи, проводя рекламные  кампании и организуя профессиональную  ориентацию школьников и студентов.  В итоге институт образования  становится ареной состязаний  между другими институтами общества. Институциональная конкуренция  может существовать в рамках  одной и той же сферы общества, между родственными институтами.  Например, в культуре подчас идет  непримиримая борьба. Институт телевидения  отбирает аудиторию как минимум  у трех институтов культуры  – кино, театра и чтения. Телевидение,  киностудия и театр представляют  собой разновидность социальной  организации, а чтение – социальной  практики. У первых есть свои  органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы,  а чтение – это коллективная  привычка образованных людей  получать информацию, сопереживая  событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между  ними могут существовать отношения  не только взаимодополнения, но  и взаимной конкуренции. 

     В настоящее время  большинство правительств по  всему миру делает или слишком  много, или слишком мало. Они  делают слишком много тогда,  когда выполняют такие функции,  которые ими вообще не должны  исполняться, как, например, введение  монополии или наложение ограничений  на свободную торговлю, или такие,  которые могут и должны выполняться  какими-то определенными организациями  гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи  или функционирование детских  приютов. Они делают слишком  мало, если не способны определить  права на использование ограниченных  ресурсов или если не могут  обеспечить функционирование служб  по охране безопасности граждан,  их свобод и собственности.  Один из способов высвободить  ресурсы и позволить правительству  на хорошем уровне выполнять  свои важные функции – это  не позволять ему заниматься  такими делами, которыми оно не  должно заниматься: или потому, что  они сами по себе выходят  за пределы его полномочий, или  потому, что они лучше могут  быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими  свои усилия. И тогда речь пойдет  не только о том, что правительство  будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать  свою работу лучше, определяя  права и обеспечивая им необходимую  защиту, рынки и общественные  организации будут лучше выполнять  свою работу, обеспечивая рост  изобилия и прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

Информация о работе Социальные институты