Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 18:09, реферат
1. Понятие социального института
2. Виды социальных институтов
3. Функции социальных институтов
4. Базовые характеристики социальных институтов
5. Развитие социальных институтов и институциализация
ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты
1. Понятие социального института
2. Виды социальных институтов
3. Функции социальных институтов
4. Базовые характеристики социальных
институтов
5. Развитие социальных институтов и институциализация
1. Понятие социального института
Социальные институты —
Термин «социальный институт» может выступать
в нескольких значениях. Совокупность
этих значений можно свести к четырем
основным:
1) определенная группа лиц, призванных
к выполнению дел, важных для совместной
жизни;
2) определенные организационные формы
комплекса функций, выполняемых некоторыми
членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений
и средств деятельности, позволяющих некоторым
уполномоченным индивидам выполнять общественные
безличные функции, имеющие целью удовлетворение
потребностей или регулирование поведения
членов групп;
4) некоторые социальные роли, особенно
важные для группы. Например, когда мы
говорим, что школа — это социальный институт,
то под этим мы можем понимать группу людей,
работающих в школе. В другом значении
— организационные формы функций, выполняемые
школой; в третьем значении важнейшим
для школы как института будут учреждения
и средства, которыми она располагает,
чтобы выполнять функции, порученные ей
группой, и наконец в четвертом значении
институтом мы назовем социальную роль
учителя. Следовательно, мы можем говорить
о различных способах определения социальных
институтов: материальных, формальных
и функциональных. Во всех этих подходах
мы можем, однако, выделить определенные
общие элементы, которые и образуют основной
компонент социального института.
2. Виды социальных институтов
Всего существует пять
1) потребности в воспроизводстве рода
(институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке
(государство);
3) потребности в добывании средств существования
(производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации
подрастающего поколения (институты народного
образования);
5) потребности в решении духовных проблем
(институт религии).
Следовательно, социальные институты
классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги,
регулирование денежного обращения, организация
и разделение труда), которые служат производству
и распределению ценностей и услуг. Экономические
социальные институты обеспечивают всю
совокупность производственных связей
в обществе, соединяя экономическую жизнь
с другими сферами социальной жизни. Эти
институты складываются на материальном
базисе общества;
2) политические (парламент, армия, полиция,
партия) регулируют использование этих
ценностей и услуг и связаны с властью.
Политикой в узком значении этого слова
называется комплекс средств, функций,
основывающихся главным образом на манипулировании
элементами силы для установления, исполнения
и поддержания власти. Политические институты
(государство, партии, общественные организации,
суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной
форме выражают существующие в данном
обществе политические интересы и отношения;
3) институты родства (брак и семья) связаны
с регулированием деторождения, отношений
между супругами и детьми, социализацией
молодежи;
4) институты образования и культуры. Их
задача состоит в укреплении, создании
и развитии культуры общества, в передаче
ее следующим поколениям. К ним относятся
школы, институты, художественные учреждения,
творческие союзы;
5) религиозные институты организуют отношение
человека к трансцендентным силам, т. е.
к силам сверхчувствительным, действующим
вне эмпирического контроля человека,
и отношение к священным предметам и силам.
Религиозные институты в некоторых обществах
оказывают сильное влияние на ход взаимодействий
и межчеловеческих отношений, создавая
систему доминирующих ценностей и становясь
доминирующими институтами (влияние ислама
на все стороны общественной жизни в некоторых
странах Ближнего Востока).
3. Функции социальных институтов
Социальные институты выполняют следующие
функции или задачи в общественной жизни:
1) создают возможность членам общества
удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества
в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают
выполнение желательных действий и осуществляют
репрессии по отношению к нежелательным
действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной
жизни, поддерживая и продолжая безличные
общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений,
действий и отношений индивидов и обеспечивают
внутреннюю сплоченность общности.
4. Базовые
характеристики социальных
Принимая во внимание теорию
социальных фактов Э. Дюрк- гейма
и исходя из того, что важнейшими социальными
фактами следует считать социальные институты,
социологи вывели целый ряд базовых социальных
характеристик, которыми социальные институты
должны обладать:
1) институты воспринимаются индивидами
как внешняя реальность. Другими словами,
институт для любого отдельно взятого
человека представляет собою нечто внешнее,
существующее отдельно от реальности
мыслей, чувств или фантазий самого индивида.
В этой характеристике институт имеет
сходство с другими сущностями внешней
реальности — даже деревьями, столами
и телефонами, — каждая из которых находится
вне индивида;
2) институты воспринимаются индивидом
как объективная реальность. Нечто является
объективно реальным, когда любой человек
согласится с тем, что оно действительно
существует, причем независимо от его
сознания, и дано ему в его ощущениях;
3) институты обладают принудительной
силой. До некоторой степени это качество
подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная
власть института над индивидом состоит
именно в том, что он существует объективно,
и индивид не может пожелать, чтобы он
исчез по его желанию или прихоти. В противном
случае могут наступить негативные санкции;
4) институты обладают моральным авторитетом.
Институты провозглашают свое право на
легитимацию — т. е. они оставляют за собой
право не только каким-либо образом наказать
нарушителя, но и вынести ему моральное
порицание. Разумеется, институты различаются
по степени своей моральной силы. Эти вариации
выражаются обычно в степени наказания,
налагаемого на нарушителя. Государство
в экстремальном случае может лишить его
жизни; соседи или сослуживцы могут объявить
ему бойкот. В обоих случаях наказание
сопровождается чувством негодующей справедливости
у тех членов общества, которые причастны
к этому.
5. Развитие
социальных институтов и
Развитие общества идет во
многом через развитие
Становление и формирование института
в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем
участие в его функционировании), занимает
достаточно длительный исторический период.
Такой процесс называется в социологии
институциализацией. Другими словами,
институциализация представляет собой
процесс, посредством которого определенные
виды социальной практики становятся
достаточно регулярными и продолжительными,
чтобы быть описанными в качестве институтов.
Важнейшими предпосылками институциализации
— формирования и становления нового
института — являются:
1) возникновение определенных общественных
потребностей в новых видах и типах социальной
практики и соответствующих им социально-экономических
и политических условий;
2) развитие необходимых организационных
структур и связанных с ними норм и правил
поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных
норм и ценностей, формирование на этой
основе новых систем потребностей личности,
ценностных ориентаций и ожиданий (а значит,
представлений о рисунках новых ролей
— своих и соотносимых с ними).
4. Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики.
5. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.
Составить конспект по теме. Образование как социальный институт