Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 01:14, реферат

Описание работы

Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.
Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Содержание работы

Введение.
Социальные институты.
- Типология социальных институтов
-Функции и дисфункции социальных институтов
-Динамика социальных институтов
2. Социальные факты.
3. Современная российская семья и её проблемы.
-Проблемы современной семьи
-Основные этапы жизненного цикла семьи и их психологическое содержание.

Файлы: 1 файл

социология .docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной - основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
  2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
  3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного - двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем - откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы - все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

Но как быть с событиями далекого прошлого - с историческими фактами? Из курса истории мы знаем, что события прошлого оставили более или менее значительные следы: это орудия и жилища, обнаруживаемые при археологических раскопках, сохранившиеся до нашего времени сооружения (крепости, здания и т.п.), различные предметы, а главное, письменные источники (законодательные акты, письма, летописи, позднее книги, газеты, разнообразные документы). По этим следам - историческим источникам - ученые по возможности описывают тот или иной факт. Но факты науки - это не склад разрозненных фактов, облик которых (свойства, признаки, ход события) добросовестно описан. Жизнь общества - это безграничное множество фактов. Французский историк М. Блок. (1886-1944) писал: "Действительность человеческого мира, как и реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться... Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, т.е., говоря коротко, анализирует".

Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Изучающий историю права посчитает существенными факты, которые отражают принятые в определенное время в определенном государстве законы и их применение; изучающий экономику отберет факты экономических связей, экономической деятельности; для исследователя религии существенными будут все факты о верованиях людей данной эпохи, обрядах и т.д.

Но отбор фактов зависит в немалой степени от жизненной позиции историка, его убеждений. Давно замечено, что приверженец республики старательно собирает факты о достижениях этого строя, подчас игнорируя сведения, отражающие его недостатки, а изучая монархию, он особое внимание уделяет порокам этой системы. И напротив, историк-монархист делает акцент на фактах, отражающих достоинства монархии и слабости республики.

Интропретация и оценка социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать. Это слово латинского происхождения, и означает оно толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Значит, факт должен быть объяснен, его нужно понять.

Как же осуществляется научная интерпретация социального факта? Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Например: свержение королевской власти будет обозначено понятием "политическая революция". А принятие властью закона о постепенном переходе земли из рук помещиков в руки крестьян будет подведено под понятие "аграрная реформа".

Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. Можно ли понять факт крестьянской реформы 1861 г. в России без установления его связи с фактами экономического развития страны в середине XIX в., положения крестьян, развития помещичьего хозяйства, Крымской войны, борьбы различных идейно-политических течений, а также последующего развития России?

На какую-то газету резко снизилась подписка. Невозможно объяснить этот факт, не устанавливая его связь с другими фактами: как прошла подписка на другие газеты? Каково было содержание материалов газеты в прошедший период? Изменилась ли стоимость подписки? Что думают о газете ее читатели?

Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом, занимает свое место в научном знании. Факт, представленный только в описании его признаков, всего лишь сырье для научных выводов.

 

3. Современная  российская семья и её проблемы.

 

Семья- это группа, основанная на супружеских и кровно - родственных (между родителями и детьми) отношениях, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и взаимопониманием. В семейном интересе находит выражение потребность в существовании и развитии всех его членов, хотя степень его осознания ими может быть разная. С семьей человек связан всю жизнь. В ней он проводит большую часть времени каждого дня своей жизни. Семья служит становлению личности индивида, формирует его физически, психологически, идейно. Семья является важным полем самореализации человека. В ней раскрываются самые сокровенные его качества.

На свете мало людей, не переживших разные жизненные драмы. Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

В России нынче около 42 млн. семей. Подавляющая их часть относится к современному типу семьи, остальная к традиционному или патриархальному. Первые живут в городах, вторые- в избежавших влияния урбанизации деревнях. В них преобладают родственные, а не супружеские связи и отношения по своей организации они остаются патриархальными, с  авторитарной ролью мужа (отца), распространяющейся на жизнь и взрослых детей. Городская семья, как правило нуклеарная, неолокальная - взрослые дети живут отдельно от родителей, гетерогенная- супруги разных национальностей, профессий и что особенно важно, демократическая- без авторитарных притязаний супругов, основанная на любви и взаимном уважении всех членов семьи друг к другу.

Реформы 90-х годов серьезно отразились на семье. С одной стороны в отношении ее произошли изменения в сознании людей; она стала занимать ведущее место среди их жизненных ценностей; с другой - падение жизненного уровня населения сильно ударило по многим семьям, крайне осложнило их жизнь. В  стране появились ярко выраженные бедные и богатые семьи. Из 24 млн. семей, имеющих несовершеннолетних детей, 22 млн. живут ниже прожиточного минимума. Ухудшение жизни осложнило выполнение семьей детородной функции (произошло снижение рождаемости), воспитательной (появилась детская беспризорность), хозяйственной (возникли серьезные трудности в ведении домашнего хозяйства). Это подрывает значение семьи как важнейшего социального института. Авторитет его снижается и вследствие нестабильности семьи- большого числа разводов.

Сегодня страна остро нуждается в сильной государственной семейной политике. Серьезные изменения претерпела социальная типология семьи, на которую большое влияние оказали перемены в социальной структуре общества. Если до реформ 90-х годов наиболее типичными были рабочая, крестьянская, интеллигентская семья с дифференциацией последней на семью ученого, военнослужащего, артиста и т.п., то нынче таковыми стали семья предпринимательская (всех, кто занимается бизнесом) и семья работающего по найму. Очень важным дополнение к ним стали семья «новорусского», то есть богатые, состоятельные люди и ее антипод- семья «старорусского». У них главным типологическим признаком является уровень дохода. Таким образом, профессиональную дифференциацию семьи советского времени потеснила дифференциация по классовым и стратификационным признакам.

Происходящие в социальной структуре общества изменения проявляются в классовом размежевании семей, в появлении семей коммерсантов, фермеров, банкиров, безработных– у них разное материальное положение, жилищные условия, образ жизни, то, как они проводят свой досуг Социально- экономические различия отражаются на взаимоотношениях семей, создают в них напряженность и нередко приводят к конфликтам. Важным следствием капиталистической трансформации общественного сознания стало изменение брачных мотивов, брак по любви серьезно потеснен браком по расчету. Все больше браков заключается между людьми одной и той же имущественной страты.

      Проблемы современной семьи.

На рубеже веков семьи в России столкнулись с рядом серьезных проблем, имеющих место и в других странах.

Демографические проблемы семьи.

Малодетность семьи - первая по значимости проблема.

В 1998, в связи с отделением многолетних республик Средней Азии и ухудшением  материального положения большей части населения, число малодетных семей (1-2 ребенка до 16 лет) значительно выросло и составило около 90 %. На долю среднедетных (3-4 ребенка) приходится 9 %, а на долю многодетных- 1%. Опросы (середина 90-х годов) женщин 18- 44 лет показали, что 24% из них не собираются обзаводиться детьми, 41- предполагали родить одного ребенка, 31- двоих и лишь 3,4% - троих.

Преобладание молодых семей характерно и для индустриально развитых стран. Это не столько мода( хотя и такое имеет место), сколько следствие ряда причин: широкого участия женщин в производственной деятельности, их всесторонней эмансипации, урбанизации жизни. Рост малодетных семей является для этих стран тревожной общенациональной проблемой, и поэтому государство в них осуществляет различные мероприятия, поощряющие повышение детности семьи.

В России предполагается повышение рождаемости за счёт: 
- увеличение размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;

- компенсация затрат на  детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом  случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей; 
- материальная поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот; 
- увеличение стоимости родовых сертификатов;

- выплата единовременного  пособия матерям.

Важной проблемой является большое число безбрачных мужчин и женщин. Свыше трети мужчин и женщин до 35 лет (в благоприятном для деторождения возрасте) не завели семьи. Такое поведение их во многих случаях требует понимания, но в целом достойно осуждения, так как вызвано стремлением продлить молодость, не спешить с брачными узами. Это часто оборачивается (особенно для женщин) серьезными проблемами в создании полноценной семьи. 
 
Социальные и экономические проблемы семьи.

Еще одна острая проблема- кризис родительства, т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей- сирот. При этом 90 % из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачные связи молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность. Если учесть, что в стране 4 млн. беспризорников, т.е. детей, родители которых не проявляют о них заботы, то это усугубляет проблему родительства.

Указанные проблемы характерны для семьи как социального института. Они связаны с выполнением тех его функций, которые имеют  и общественное значение.

Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием.

Большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью, заниматься часто очень тяжелой работой (челноки, разнорабочие). Но часть их успешно адаптировались к новым условиям и активно участвуют в бизнесе, менеджменте. Поэтому и сегодня вопрос о том, как женщинам выполнять семейные функции остается открытым.

Большинство бедных в России - это семьи с детьми трудоспособных работающих супругов. В самом тяжелом положении, когда речь идет о прямом выживании, находятся семьи безработных, одиноких матерей и многодетные семьи. Бедные семьи среди семей с детьми составляют 50%, с тремя детьми - 85%, с четырьмя - 90%. При этом в многодетных семьях в России воспитываются около 20% всех детей.

Основной семейной стратегией сегодня становится стратегия выживания. Большинство семей выбирают способ пассивного приспособления к трудностям. Главное – приработок к основной зарплате. Снижение доходов домашних хозяйств вызывает ослабление социальной роли семьи. Действующая система социальных трансфертов для семей сегодня не в состоянии компенсировать неуклонно растущие расходы на детей. Дети становятся роскошью, которую не все могут себе позволить. Следовательно, в рамках семейной политики необходимо реализовать адресный принцип. Он заключается в социальной поддержке здоровой семьи, социальной помощи проблемной семье, социальной защите детей.

Есть проблемы у семьи и как социальной группы. Они состоят прежде всего в наблюдающемся на протяжении нескольких десятилетий ослаблении связей между родственниками, между родителями и детьми. Это так называемый конфликт «отцов и детей», который выражается в их разном отношении  к существующим в жизни проблемам. В основе его лежит юношеский максимализм и взрослая назидательность, менторство.

Информация о работе Социальные институты