Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 21:33, контрольная работа
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
– история – изучение влияния времени на общество,
– экономика – изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
– политология – изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
Введение 3
Институционализация общественной жизни 7
Виды и функции социальных институтов 10
3. Заключение 15
Список использованной литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Социальные институты»
Выполнил студент гр.
«____»________________________
Преподаватель
«____»________________________
Брянск 2015
Содержание
Введение 3
3. Заключение 15
Список использованной литературы 17
Введение
Социология – это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:
– история – изучение влияния времени на общество,
– экономика – изучение влияния экономических отношений, в которые вступают люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление товара)
– политология – изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
– психология – изучение поведения человека в группе, обществе,
– религия – изучения влияния религиозной культуру на общество (влияние церкви, сект) и т.д.
Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:
– потребность в материальных благах, что заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения;
– потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы, что заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения и отношения обучения молодых людей, и т.д. [1]
На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:
1) Экономическая сфера – отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.
2) Политические – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.
3) Институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.
4) Военный – институт, организующий законное наследие и осуществляет защиту членов общества от физической опасности.
5) Институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.
6) Социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
7) Религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т.е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов. [1]
1. Институционализация общественной жизни
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Институционализация – превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представителями институционализма были Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэлси Клэр, Джон Кеннет и другие. Они считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.
За любым социальным институтом стоит своя история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.
Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя – в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо литературным жанром, направлением в музыке – в субкультурную организацию.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» – нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» – закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. По определению известного социального исследователя Г. Ленски, социальные процессы порождают такие процессы институционализации как:
1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
2) потребность в производстве продуктов и услуг;
3) потребность в распределении благ (и привилегий);
4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
5) потребность в поддержании
системы неравенства (размещении
общественных групп по
6) потребность в социальном
Отсюда следует, что каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать еще одно определение социального института. Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Виды и функции социальных институтов
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность отдельных социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института.
Эти функции многообразны:
1. Удовлетворение социальных
2. Решение взаимоотношений между
членами общества путём
3. Обеспечение устойчивости социальной жизни
4. Интеграция действий и
Социологи разных направлений стремились классифицировать функции, представить их в виде определенной упорядоченной системы.
Представители институциональной школы С.Липсет, Д.Ландберг и др. выделили 4 основных функции социальных институтов:
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования, религии и др.
3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти.
4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. [3]
Политические функции осуществляются органами власти через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения, моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения.
Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Для успешного функционирования социальных институтов требуется:
1. Четкое определение целей и круга выполняемых действий
2. Рациональное разделение труда и его рациональная организация
3. Деперсонализация действий
4. Бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирование их поведения и развитие общества в целом. Но при этом каждый институт выполняет собственную функцию:
1. Экономическо-социальные институты (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа) обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.