Социальные исследования. Методы социального исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:33, реферат

Описание работы

Социология как наука не может существовать без приобретения различной эмпирической информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, а также тех средств, с помощью которых эта информация собирается и обрабатывается. Одним из источников такой информации выступают данные официальной статистики, опубликованные в журналах, бюллетенях и других изданиях. Социологическую информацию можно также получить в результате социологического исследования, которое проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
Сущность социологических исследований 4
Этапы и виды прикладного социологического исследования 8
Методы социологических исследований 14
Заключение 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Реферат МОЙ социология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 

Реферат  
 
 

по дисциплине «Социология»  

на тему: «Социальные исследования. Методы социального исследования» 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

заочного  отделения

факультет ФЗДО спец. 080109

группа  ЭФ-4

Какунина Ольга Андреевна

___________________

подпись, дата 
 

Преподаватель: 

___________________

подпись, дата

Москва - 2011 

Оглавление:

Введение                                                                                                                 3

Сущность социологических исследований                                                      4

Этапы и виды прикладного социологического исследования                    8

Методы социологических исследований                                                        14

Заключение                                                                                                          20

Список использованных источников                                                             22                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Социология  как наука не может существовать без приобретения различной эмпирической информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, а также тех средств, с помощью которых эта информация собирается и обрабатывается. Одним из источников такой информации выступают данные официальной статистики, опубликованные в журналах, бюллетенях и других изданиях. Социологическую информацию можно также получить в результате социологического исследования, которое проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы.

     Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.

     В широком смысле социологическое исследование - это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

     В более узком смысле социологическое  исследование - это система последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур получения достоверных  данных об изучаемом объекте, социальных явлениях и процессах с целью приращения научного знания (фундаментальное социологическое исследование) или решения конкретных социальных задач (прикладное социологическое исследование).

     Иными словами, социологическое исследование - это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

     При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.

     Сущность  социологических  исследований

     В зависимости от конкретных задач  прикладные социологические исследования могут быть разведывательными (пилотажными), описательными или аналитическими.

     Всякое  социологическое исследование предусматривает  наличие методологии, методики, техники  и процедуры его проведения.

     Залогом успешного проведения прикладного  социологического исследования является грамотное составление его программы, которая представляет собой документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы и средства изучения конкретного социального объекта.

     Программа должна состоять из трех основных частей: теоретической, процедурно-методической и организационной.

     Теоретическая часть программы включает:

     ° уяснение проблемной ситуации и четкую формулировку проблемы исследования;

     ° теоретическое осмысление будущей  работы, связанное с проблемным видением реальности;

     ° определение объекта и предмета исследования;

     ° формулировку рабочих гипотез;

     ° интерпретацию основных понятий.

     Разработку  теоретической части программы  рекомендуется начинать с уяснения проблемной ситуации и четкой формулировки проблемы исследования. При этом необходимо учитывать, что проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами), а проблемная ситуация - объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.

     Объект  исследования - это деятельность людей, больших и малых социальных групп, а также условия, в которых она осуществляется. Объект исследования может включать такие характеристики, как место расположения, численность, социально-демографическая структура, этнический и религиозный состав и др.

     Предмет исследования - это те стороны объекта (отношения, характеристики, свойства), которые непосредственно связаны  с изучаемой проблемой или  проблемной ситуацией.

     Цель  исследования - это конечный результат  научного исследования, получение новых знаний об объекте исследования, его структуре и взаимодействии с другими объектами, а также разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию состояния изучаемого объекта, оптимизации структуры, улучшению условий его функционирования. Формулировка цели должна дать ответ на вопросы: для чего проводится исследование? Какую пользу предполагается получить после его завершения?

     Для конкретизации цели необходимо поставить  задачи исследования, которые в процессе разработки должны быть скоординированы  с гипотезами.

     Гипотеза  исследования - это предположение  о структуре социальных объектов, механизме их изменения, взаимодействии с внешними факторами и другими  объектами, а также о тенденциях и основных направлениях их развития.

     Гипотезы  должны отвечать определенным требованиям, а именно:

     ° соответствовать целям и задачам  исследования;

     ° опираться на известные теории, истинность которых доказана;

     ° соответствовать проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;

     ° основываться на репрезентативной информации;

     ° провеяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологов.

     Заключительный  этап составления теоретической  части программы социологического исследования - уточнение основных понятий, характеризующих объект исследования (интерпретация понятий). Это необходимо:

     ° для достижения необходимого научного уровня исследования;

     ° обеспечения единого подхода  к содержанию исследовательских  процедур на всех этапах;

     ° создания единого понятийного аппарата для научного анализа социологических данных.

     Процедурно-методическая часть программы исследования предполагает:

     ° выбор метода сбора социологической  информации;

     ° выбор методов обработки информации;

     ° выбор методов анализа социологической  информации;

     ° построение выборки исследования.

     Методы сбора информации включают:

     1) анализ документов;

     2) соц. опрос, имеющий следующие  разновидности:

     ° анкетный опрос;

     ° социологическое интервью;

     ° социометрический опрос;

     ° экспертный опрос;

     3) социологическое наблюдение (открытое  и инкогнито, включенное и невключенное);

     4) соц. эксперимент (естественный  и лабораторный).

     Организационная часть программы соц. исследования включает:

     ° разработку стратегического плана  проведения исследования;

     ° составление рабочего (сетевого) графика  проведения исследования;

     ° подбор и расстановку кадров;

     ° инструктаж участников исследования;

     ° эффективный учет результатов деятельности исследователей;

     ° мотивацию сотрудников к качественному  и быстрому выполнению заданий, а  также к соблюдению этических  норм в процессе исследования;

     ° контроль за ходом проводимых работ.

     Обработка информации связана с обеспечением необходимых условий для последующего анализа. Сбор, обработка и анализ, таким образом, зависят друг от друга, определяются особенностями проблемы, целей, задач, гипотез исследования.

     Выбранные методы обработки данных оформляются  в виде конкретного плана, в котором  должны быть отражены:

     ° сведения о рабочем месте, где  будет проводиться обработка  информации, его материально-техническом  обеспечении;

     ° указанные на возможность использования математических методов анализа информации;

     ° методы группировки данных и способы  наглядного представления информации (таблицы, графики, диаграммы и др.)

     Основными этапами процесса анализа и обобщения  социологической информации являются:

     1) упорядочение, классификация, группировка полученных эмпирических данных;

     2) обобщение данных и проверка  значимости и достоверности количественных  характеристик;

     3) проверка на основе полученных  числовых характеристик ранее  выдвинутых исследовательских гипотез;

     4) разработка практических рекомендаций;

     5) оформление результатов анализа  в виде научного отчета.

     Повышение наглядности собранных данных осуществляется путем:

     ° применения перечневых, комбинационных, суммирующих (аналитических) и других видов таблиц;

     ° использования графических изображений  информации (диаграмм, гистограмм и  т.п.)

     ° ранжирования данных;

Информация о работе Социальные исследования. Методы социального исследования