Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 06:56, контрольная работа
Цель данной контрольной работы состоит в исследовании социального прогресса и теория стадий общественного развития, основываясь на взглядах и концепциях таких ученых как Д. Белл, У. Ростоу, Р. Арон.
Введение
1. Социальный прогресс и типология общества
2. Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу
3. Теория единого индустриального общества Р. Арона
4. Теория постиндустриального общества Д. Белла
Заключение
Переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развития.
В философско-социологических работах Арон основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции "социальной индустриализации" или "технологического детерминизма", переросшей затем в теорию "индустриального общества". Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как "новый промышленный переворот", достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и "революция в доходах". Позже аналогами названий "индустриального общества" стали "народный капитализм", "гуманная экономика", "государство всеобщего благоденствия".
Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие "индустриального общества" дало ему возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста – культурного, цивилизационного, политического.
Согласно Арону, в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Ближайшим будущим индустриального общества, с его точки зрения, станет сближение (конвергенция) двух альтернативных экономических систем (капитализма и социализма) и распад тоталитарных идеологий2.
В 1965 г. американский социолог и политолог Дэниел Белл выдвинул понятие "постиндустриального общества". Данное понятие и разработанное на его основе учение фактически с позиции технологического детерминизма подходят к объяснению социокультурной реальности и пониманию общественно-исторического процесса, поскольку провозглашают уровень развития индустрии (промышленности), который находит свое адекватное выражение в размере валового национального продукта (ВНП).
БЕЛЛ (Bell) Дэниел (род. 1919, Нью-Йорк) – америк. социолог и один из создателей теории "постиндустриального общества", футуролог и ведущий представитель социального прогнозирования. В работах "Встречая 2000 год" (1968) и "Грядущее постиндустриальное общество" (1973) выразил мнение, что бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а "индустриальное общество", базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни – "постиндустриальное общество", которое будет основано на развитии науки, научных знаний.
Основные работы: "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976). Белл – один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 г. Белл выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества.
Концепция Д. Белла различает три основные исторические состояния (или три стадии развития) человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доиндустриальная стадия в общественно-историческом процессе характеризуется весьма низким уровнем развития индустрии, а, стало быть, и малым объемом ВНП.
Постиндустриальная стадия развития общества характеризуется также сокращением продолжительности рабочего дня, снижением рождаемости и фактическим прекращением роста народонаселения, существенным повышением качества жизни», интенсивным развитием «индустрии знания» и широким внедрением наукоемких производств. Ее главной особенностью в политической сфере, по мнению Д. Белла, являются отделение управления от собственности, плюралистическая демократия и «меритократия» (от лат. "meritus" – "достойный" и греч. "kratos" – "власть" – власть лучших специалистов в своих областях).
Первая технологическая революция, пишет Д. Белл, была связана с открытием силы пара, вторая – с внедрением в производство электричества и химии. Обе эти технологические революции привели к многократному увеличению производительности общественного труда, умножению богатства и повышению благосостояния людей.
Д. Белл выделил 11 черт постиндустриального общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей знания; переход от производства товаров к производству услуг; изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы (раньше были классы и страты, т.е. горизонтальные единицы общества, однако для постиндустриальных секторов более важными узлами политических связей могут оказаться "ситусы" (от лат. слова "situ" – «положение», «позиция») или вертикально расположенные социальные единицы); меритократия; конец ограниченности благ; экономическая теория информации.
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно дать следующее определение науки социологии: социология - это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потребностей тех социальных групп, которые это общество составляют.
Некоторые социологи считают, что общество является не только объектом, но и предметом социологии, определяя её по-прежнему как науку об обществе.
Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая преобразована в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и человек, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.
Исходя из этого определения, предметом изучения социологии является не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии понятием является «социальное». Понятие «социальное» как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При анализе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина - общественный и социальный. Они употребляли понятие «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д.
Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д.
Список литературы
1 Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. - М.: Наука, 1994 г. – С. 97.
2 Социология. Основы общей теории / под ред. А.Ю. Мягкова. - М.: «Флинта», 2003 г. – С. 49.
Информация о работе Социальные концепции У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла