Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Понятие и содержание социальных методов исследования.
Проблематики современной социологической мысли.
3. Ключевые направления практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов.
4. Социологическая программа исследования.
5. Социометрические опросы

Файлы: 1 файл

Тема 8.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

 
Тема 8. Социальные методы в практике исследования социально-экономических  и политических процессов

  1. Понятие и содержание социальных методов исследования.
  2. Проблематики современной социологической мысли.

3. Ключевые направления  практического применения социологических  методов в исследовании социально-экономических  и политических процессов.

4. Социологическая программа  исследования.

5. Социометрические опросы 

1. Понятие и содержание социальных  методов исследования 

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

Областью применения социологических  методов является исследование ценностных ориентации членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Объектом исследования выступает фрагмент действительности (деятельность социальных групп, предприятий, процессы, события), заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.

Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования составляет сторона объекта, наиболее значимая с точки зрения интересов исследования.

Цель  -ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического. 
 
В ходе прохождения теоретико-методологического этапа осуществляется подбор адекватного ожидаемым результатам инструментария, тогда как практический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов и выработку возможных предложений и рекомендаций.

 
 
2. Проблематики современной социологической  мысли. 

1. Природа социального процесса: исследование его факторов и внутреннего содержания. Результат исследования - выделение устойчивых тенденций социальных явлений, знание о которых дает возможность управлять ими путем искусственного конструирования.

2. Структура и классификация  социальных общностей. Объект исследования - субъекты социального действия, участвующие в воспроизводстве общественных институтов и определяющие перспективы социальных процессов.

3. Институциональная инфраструктура  современного общества. Ее анализ позволит ответить на вопрос, насколько регулируемо поведение ведущих социальных групп в пределах данного социального пространства, насколько адекватен их состав ценностей.

4. Взаимоотношения между различными  уровнями (социальными группами) социального действия. В различных социальных условиях имеют место поведенческие различия между социальными уровнями, определяемые сложившимися в данном обществе нормами и законами. Эти различия обусловливают степень активности и общественные ожидания со стороны участников, действующих на этих уровнях в осуществлении социальных процессов.

5. Методология измерения и объективации  социальных процессов. Процедура измерения должна быть адаптирована к содержанию процесса. Только в этом случае выведенные количественные показатели процесса можно считать элементами его внутреннего содержания.

 
 
3. Ключевые направления практического  применения социологических методов  в исследовании процессов.

1.Выявление факторов, влияющих  на проявление и изменение  параметров социального объекта.  К примеру, усиление трудовой  мотивации - определение факторов, которые влияют на мотивационную  активность в данный момент, сдерживая  или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих  структуру потребительского спроса  и учитываемых в практике маркетинговых  исследований.

3. Подготовка и реализация  управленческих решений. 

4. Определение межличностных  взаимоотношений в социальных  группах.

5. Выявление ценностных  ориентации личности и социальных  групп.

6. Тестирование общественного  мнения на предмет его политических  и социальных ориентаций.

7. Экспертная оценка проектов  и программ, позволяющая сделать  оптимальный выбор альтернативных  способов реализации.

8. Диагностика состояния  и функционирования социальных  систем.

 
 
4. Социологическая программа исследования.

Основными разделами социологической  программы являются теоретический (плановый) и процедурный (эмпирический). Теоретическая часть включает в себя следующие подразделы.

1. Формулировка проблемы, определение  объекта и предмета исследования.

Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсам. Подбор необходимой ресурсной базы и адекватного методологического инструментария позволяет решить поставленную задачу.

Проблемы имеют две  стороны: теоретическую и практическую.

Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.

Практическая аспект означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании.

 
 
 
2. Определение целей и задач  исследования. 
 
3. Интерпретация и операционализация понятий. 
Интерпретация используемых в процессе исследования понятий, призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий. 
В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. 
 
Операционализация понятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к способу их разложения на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия. 
 
4. Предварительный системный анализ. 
Предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть целостный образ исследуемой проблемы. 
Методологически предварительный системный анализ можно изобразить в виде блок-схемы, моделирующей взаимоотношения между базовыми понятиями, представляющими объект исследования. 
 
5. Выдвижение рабочих гипотез. 

 
 
 
 
 
 
 
Процедурная часть программы  нацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих задач: 
 
1. разработка рабочего плана исследования. Рабочий план призван организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями. Все разделы рабочего плана должны располагаться в строгой логической последовательности. Рабочий план позволяет предварительно рассчитать объем организационных и финансовых затрат. В то же время план должен сохранять определенную гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации. 
Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов: формулировку целей и задач исследования, методологический инструментарий и обоснование выборки, требования к представленному исследованию, рабочий график и смету расходов. 
При разработке рабочего плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы. При дефиците информации составляется разведывательный (поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез.  

 
2. обоснование выборки. Выборка призвана на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. 
Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.  
 
Главной задачей при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями. 
 
Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании ее свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. 
 

Выделяют также и другие виды выборки (сам-но): 
гетерогенная совокупность 
простая случайная выборка 
гнездовая выборка 
квотная выборка 
 
Качество выборки зависит от трех условий: от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, и от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

3. разработка схемы сбора и  анализа исходных данных (выбор 
шкал, разработка анкеты, обоснование надежности и т. д.). 
Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. 
 
Процедура шкалирования включает в себя несколько стадий:  
1. Качественный анализ объекта исследование и выделение признаков, составляющих содержание объекта, процесса. 
2. Выделение дискретных участков в режиме протяженности измеряемого качества объекта. К примеру, содержание такого объекта исследования, как отношение к работе, может быть разбито на 
такие составляющие, как: ответственное, безразличное, безответственное и пр. 
3. Определение индикатора, при помощи которого оценивается момент перехода от одного качества объекта к другому. Наличие индикатора означает соответствие качественного состояния объекта, его 
признака определенной степени его количественного выражения, 
основу которого закладывает созданная для этих целей шкала.

В социологических исследованиях  используются следующие виды шкал: номинальная шкала, порядковая шкала (ранговая шкала) и интервальная шкала (шкала равных интервалов). 
 
Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы.  К примеру, для того, чтобы получить представление о профессиональной принадлежности респондента, в шкалу вносятся все возможные альтернативы его профессиональной принадлежности: промышленность, транспорт, строительство, торговля и т. д. 
 
Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее либо наоборот. 
 
Характерными индикаторами таких шкал являются следующие варианты экспертных оценок, как «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».

Разновидностью порядковой шкалы является ранговая шкала. Задание на ранжирование запрашиваемых при экспертном опросе признаков может быть выдано в следующей редакции. 
«Расположите нижеперечисленные суждения в порядке предпочтения с присвоением одного балла более предпочтительному варианту и n-го менее предпочтительному».  
 
Интервальная шкала предполагает выделение определенного числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. В виде интервальной шкалы принято обычно располагать сведения о возрасте респондентов, стаже работы и т. д.

Процедура подбора шкал должна соответствовать  ряду требований: 
валидность - корректность измерения, заключающаяся в правильном выборе индикатора и измерении именно того свойства исследуемого процесса, которое необходимо измерить. К примеру, при формулировке вопроса о том, как респондент относится к местной власти, шкала может содержать три деления: положительное, отрицательное, безразличное; 
дискретность - способность шкалы передавать свойство непрерывного распределения исследуемого признака по всему интервалу. Данное требование нацелено на то, чтобы последовательность в представлении всех шкальных интервалов не содержала неоправданных нарушений последовательности; 
полнота - в вариантах ответа на вопрос должны быть учтены все значения индикатора. К примеру, закладывая номинальную шкалу по профессиональной принадлежности респондента, необходимо учесть все возможные ее варианты; 
надежность - устойчивость в отношении сфер применения и достоверностью получаемых с ее помощью результатов; 
чувствительность шкалы - способность измерять свойства исследуемого процесса с той или иной степенью точности.

Одной из форм шкалирования, лежащей в основе процессов исследования социальных процессов, следует рассматривать метод семантического дифференциала. 
 
Метод СД разработан в середине 50-х г. прошлого века для измерения эмоциональных отношений людей к смыслу некоторых понятий и слов. 
 
Метод СД — это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа в анализе смысловых значений. Методику СД можно использовать при анализе политической терминологии, используемой в средствах массовой информации и вызывающей различное отношение к тем или иным понятиях у читателей, или при определении общественно значимых направлений в ходе реформирования предприятия, общества, государства и пр.  
 
Основу метода СД составляет набор 7- или 5-разрядных шкал, сгруппированных вокруг оппозиционных друг другу смысловых полюсов, несущих на себе возможные ценностные ориентации респондента.

Информация о работе Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов