Социальные нормы. Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.
3. Рассмотреть формы и институты социального контроля над девиантными проявлениями в обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…....3
Определение социальных норм………………...…....….…...4
Понятие и виды девиантного поведения……………..……..7
Причины социальных отклонений………………………...12
Социальный контроль, механизмы его действия………....16
Заключение……………………………………………………..20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР ПО СОЦИОЛОГИИИ.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

       Первичное и вторичное отклонения.

       Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

       Под первичным отклонением подразумевается  отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует  культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом  отклонения так незначительны и  терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

       Девианты  остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки  социально принятой роли.

       Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения  к индивиду приклеивается ярлык  девианта. Этот процесс навешивания  ярлыка может стать поворотным пунктом  на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и  ролей, по-прежнему взаимодействовать  с членами группы. Но стоит ему  только получить ярлык девианта, как  сразу же появляется тенденция к  прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и  заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым  от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального  отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким  образом, вторичное отклонение может  перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия  для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка  изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может  перейти в состояние, характеризующееся  постоянным отклоняющимся поведением.

       Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые  отрицательный характер. Причём в  разных общественных группах понятия  о том, что такое положительные, а что такое отрицательные  отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное  отношение.

         Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

       Каковы  же причины девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого  поведения.

       Процесс социализации (процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

       Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или  культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым  вполне определённым нормам, причём эти  неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала  адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его  эмоциональной потребностью, а запреты  культуры – частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

       Одним из важнейших факторов обучения моральным  ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется  в условиях счастливой, крепкой и  здоровой семьи, он обычно развивается  как уверенная в себе и в  окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.

         Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную:

    • сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
    • недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);
    • недостаточная отцовская привязанность;
    • недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);
    • отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь).

         Все эти факторы оказывают  значительное влияние на процесс  социализации ребенка в семье  и, в конечном счёте, на воспитание  личности с отклоняющимся поведением.

       Однако  многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в процессе социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

       Девиантное  поведение отдельных индивидов  может стать также результатом  такого явления как аномия (состояние  отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

       Когда нравственные нормы запрещают совершать  некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает  другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

       Таким образом, отклоняющееся поведение  играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность.

       Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и  разрушение социального порядка.

       С другой стороны, отклоняющееся поведение  является одним из путей адаптации  культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения  окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем  обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются  и развиваются в результате повседневного  поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом  создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СОЦИАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ, МЕХАНИЗМЫ ЕГО ДЕЙСТВИЯ

         Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако, общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживание социального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.

       Под социальным контролем понимается нормативное  регулирование поведения людей  и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. Социальный контроль – элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п.

       Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении  человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения - допускает и даже поощряет. Правда, сама система социального контроля может разбалансироваться и начать допускать дисфункциональное поведения  индивидов. Такая разбалансировка  происходит, прежде всего, в периоды  кризисных ситуаций. В современных  условиях общество нередко фактически санкционирует выживание человека любыми средствами, в том числе и с помощью коррупции, махинаций и откровенного воровства.

       Проблема  взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании  социального контроля.Теоретически отношения общества и личности в  условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются  наличием у личности индивидуального  сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в  пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся  как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего  действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

         При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой – не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

       Социальный  контроль осуществляется посредством  реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции – это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п.

Информация о работе Социальные нормы. Девиантное поведение