Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:43, контрольная работа
Цель данной работы:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.
3. Рассмотреть формы и институты социального контроля над девиантными проявлениями в обществе.
Введение…………………………………………………….…....3
Определение социальных норм………………...…....….…...4
Понятие и виды девиантного поведения……………..……..7
Причины социальных отклонений………………………...12
Социальный контроль, механизмы его действия………....16
Заключение……………………………………………………..20
Список используемой литературы
Первичное и вторичное отклонения.
Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под
первичным отклонением
Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
Вторичным
отклонением называют отклонение от
существующих в группе норм, которое
социально определяется как девиантное.
Личность при этом идентифицируется
как девиант. Иногда в случае совершения
даже единственного отклоняющегося
действия (изнасилование, гомосексуализм,
употребление наркотиков и т.д.) либо
ошибочного или ложного обвинения
к индивиду приклеивается ярлык
девианта. Этот процесс навешивания
ярлыка может стать поворотным пунктом
на жизненном пути индивида. Действительно,
совершивший первичное
Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение.
Таким образом, отклонения можно разделить
на культурно одобряемые и культурно осуждаемые.
Культурно одобряемые, это такие отклонения,
которые поддерживаются обществом в целом.
Сюда можно отнести людей, которые выделяются
из общей массы гениальностью, какими-то
положительными личными качествами, известные
актёры, спортсмены и т.д. Такие личности
являются идеалами для большинства членов
общества. И наоборот, индивиды, поведение
которых вызывает неодобрение в обществе,
являются культурно осуждаемыми девиантами.
К ним относятся преступники, алкоголики,
наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает,
когда несколько этих отклонений совмещаются
в одном человеке.
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Каковы же причины девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого поведения.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.
Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Одним
из важнейших факторов обучения моральным
ценностям и поведенческим
Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную:
Все эти факторы оказывают
значительное влияние на
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в процессе социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Девиантное поведение отдельных индивидов может стать также результатом такого явления как аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С
другой стороны, отклоняющееся поведение
является одним из путей адаптации
культуры к социальным изменениям.
Нет такого современного общества,
которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества
должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за изменения
окружающей среды. Но новые культурные
нормы редко создаются путем
обсуждения и дальнейшего их принятия
всеми членами социальных групп.
Новые социальные нормы рождаются
и развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, МЕХАНИЗМЫ ЕГО ДЕЙСТВИЯ
Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако, общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненно важным для общественной системы является налаживание социального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.
Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. Социальный контроль – элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п.
Дисфункционные,
приносящие обществу вред, отклонения
от социальных требований в поведении
человека система социального контроля
пресекает, а позитивные отклонения
- допускает и даже поощряет. Правда,
сама система социального контроля
может разбалансироваться и начать
допускать дисфункциональное
Проблема
взаимоотношений индивида и общества
занимает основное место в налаживании
социального контроля.
При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой – не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.
Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции – это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п.