Социальные общности и организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:02, лекция

Описание работы

Поскольку общество представляет собой не просто совокупность людей, а систему социальных взаимодействий между ними, причем включение человека в общество, т.е. формирование личности осуществляется благодаря таким взаимодействиям, проблема социальных общностей является одной из центральных в социологии, т.е. понятие социальная общность отражает процессы интеграции социальных взаимодействий в обществе.

Файлы: 1 файл

Социальные общности и организации.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

Социальные  общности и организации

 

    1. Понятие и многообразие социальных общностей
    2. Социальные группы: сущность и разновидности
    3. Социальные организации: понятие, структура и типы.

 

 

  1. Понятие и многообразие социальных общностей

 

Поскольку общество представляет собой  не просто совокупность людей, а систему  социальных взаимодействий между ними, причем включение человека в общество, т.е. формирование личности осуществляется благодаря таким взаимодействиям, проблема социальных общностей является одной из центральных в социологии, т.е. понятие социальная общность отражает процессы интеграции социальных взаимодействий в обществе.

Классики, внесшие вклад в теорию социальных общностей:

К. Маркс (указывал на роль классов)

Г. Зиммель, Л. Гумплович (ежедневные контакты)

Тарт, Лебон (взаимодействие в толпе)

 

Э.Мэйо, Г.Блумер, Дж.Хоманс, Э.Гидденс, П. Бурдье др. современные социологи обращались к проблеме социальных общностей.

Осипов дает следующее определение  социальных общностей:

Соц. общности – это структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию.

Среди множества критериев, по которым  выделяются социальные общности, обратим  внимание на критерий – солидарное социальное действие.

В соответствии с данным критерием  выделяют три разновидности социальных общностей:

 

  1. Мнимые соц. общности или множества
  2. Контактные (их социологи изучают более основательно)
  3. Групповые

 

1. Главный признак мнимых общностей – отсутствие взаимных социальных действий или солидарной связи при наличии совпадающих целей и интересов. К ним относятся агрегаты – совокупность людей оказавшихся случайно в одном месте в одно время (пасссажиры одного автобуса, зрители одного фильма, очередь в магазине), массы и категории.

Категории делятся на:

 

  • Профессиональные
  • Возрастные
  • Имущественные
  • Половые

Для обозначения категории в социологии используется понятие номинальная общность.

 

2. Контактные общности (квази-группы)  -отличаются от мнимых тем, что здесь обязательно присутствует ориентация на другого, т.е. устанавливается социальная связь.

Контактные  общности:

- Аудитория – совокупность людей в определенное время в определенном месте, кратковременное взаимодействие лектора и слушателей (спектакль, собрание).

- Толпа – спонтанная временная общность людей, ей присущи совпадение целей между участниками, ориентация на другого, т.е. социальная связь, а именно обмен мнениями, содействие в чем-л. выработка общих планов, подражание.

Разновидности толпы:

А) случайная

Б) обусловленная

В) действующая

В толпе может возникнуть определенная организация, если находится «вожак» - лидер, который ведет толпу за собой.

Для толпы характерны:

-чрезмерная  агрессия

-потеря индивидуальности

-безумность  действий (аффективное поведение)

 

- Социальный круг – круг профессионалов, друзей, знакомых. Эти социальные общности характеризуют знакомства, деловые связи, они играют значительную роль в утверждении авторитета личности, признания её заслуг.

Данные соц. общности могут быть основой для перерастания социальных взаимодействий в более прочные  социальные связи или группы.

 

II. Социальные группы: сущность и разновидности

 

Социальная  группа – совокупность людей, взаимодействующих определённым образом на основе согласованных взаимных ожиданий, соответствующего поведения друг друга.

 

Признаки соц. групп:

  1. Устойчивость, продолжительность;
  2. Определенность состава и границ;
  3. Осознание своей принадлежности к группе;
  4. Добровольный характер объединения.

 

В целом, социальные группы могут быть определены с точки зрения их внешней  структуры и с позиции анализа содержания их деятельности.

Для того, чтобы группа существовала и могла функционировать, она должна быть в состоянии:

  1. Стимулировать желание её членов добиваться участия в деятельности группы, сохранять свое место в группе
  2. Обеспечивать эффективную систему внутри групповой коммуникации
  3. Контролировать действия членов группы с тем, чтобы направлять их к достижению групповых целей.
  4. Приспосабливаться к условиям соц. среды, обеспечивать безопасность группы.

 

Разновидности соц. групп:

- большие и малые

- лабораторные и естественные

- первичные и вторичные

- группы членства и референтные группы

 

 

III. Социальные организации: понятие, структура и типы.

 

Практически все сферы жизнедеятельности  охватываются множеством видов социальных организаций. Осознание обществом  и его субъектами особой роли организаций  в современном мире определило устойчивый интерес со стороны различных  наук к феномену соц. организаци.

Суть  социологического подхода:

Под организацией в социологии понимается специфический социальный объект, выступающий в качестве коллективного субъекта скооперированной деятельности, представляющий собой микросообщество, в котором воспроизводятся относительно устойчивые системы социального действия.

Ключевые социологические подходы  к анализу социальной организации  отражают сложную парадигмальную структуру в социологии.

Например, функциональный подход рассматривает организацию как адаптивную социальную систему; конфликтный подход акцентирует внимание на структуре власти и подчинения; символический интеракционизм – на некие культурные образцы, формирующиеся внутри каждой организации (организационная культура).

Наиболее популярной в социологии признается системная модель социальной организации: всякая организация представляет собой целостность, выполняющая определенные функции по отношению к более широкой социальной системе. Она стремится к равновесию и интеграции между составляющими ее элементами. В данном случае организация рассматривается как некая структура, которая подвержена влиянию внешней среды.

Обобщая различные подходы к  социальной организации можно зафиксировать  ее следующие признаки:

  1. Наличие общей цели, несводимой к индивидуальным целям членов организации (отличие от социальных институтов)
  2. Набор ресурсов и определенный способ их защиты
  3. Система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением
  4. Структура устойчиво воспроизводимых статусов (руководящие структуры, наличие лидерской группы)
  5. Специфическое разделение труда между своими членами
  6. Наличие вознаграждения и наказания за участие или неучастие в делах организации

Т.о. под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организаций за вознаграждение  выполняют отведенные им функции или функциональные роли.

В рамках социальной организации обычно выделяют 2 подсистемы:

- формальную;

- неформальную.

 

Формальная организация – базовая подсистема организации. Она ориентирована на достижение общеорганизационных целей. Искусственно и жестко структурирована, представляет собой некую систему регуляции деловых взаимодействий, которая закреплена в нормативных документах данной организации

Формальная организация представляет собой:

  • Систему взаимосвязанных должностных профессиональных позиций или формальных статусов (штатное расписание)
  • Соответствующую систему прав, обязанностей, властных полномочий, подчиненности и ответственности для каждого должностного лица (должностные инструкции)
  • Систему социальных норм, предписаний, правил, регулирующую взаимоотношения и деятельность

  Таким образом, формальная организация стандартизирует, унифицирует отношения в сфере деловых взаимодействий. Существенно снижает роль личного фактора в деятельности организации, делает деловые отношения более определенными и предсказуемыми.

Как показывает практика, построить деятельность организации целиком на принципах формальной организации невозможно.

М. Крозье пишет: «даже те организации, которые устроены по бюрократическому принципу не представляют собой систем, в которых вся сфера деловых отношений формализована и упорядочена, т.е. в рамках организации можно выделить альтернативную формальной подсистему – неформальную организацию»

Неформальная организация – естественно сформированная социокультурная подсистема регуляции поведения людей в организации.

Эта подсистема направлена на обеспечение  общих целей, общих интересов  групп, составляющих организацию.

Э. Мэйо выявлена роль организации в рамках хоторнского эксперимента: неформальные взаимодействия влияют на людей больше чем формальные.

Неформальными организациями занимались Ч. Барнар, Л. Лайкерт, К. Саймон, А. Этциотти.

Если формальная организация представляет собой официально установленную  структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, то неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий в результате межличностного и внутригруппового общения.

Возникая и существуя наряду с формальной, неформальная организация имеет значение как определенный способ снятия противоречия между индивидуальными интересами и организационными целями.

 

Виды  соц. организаций

 

Существуют 2 типа соц. организаций, характерные для разных типов обществ: жестко контролирующая деятельность людей (авторитарный) и организации, которые строятся на опосредованном влиянии на поведение людей (оплата труда, широкие гарантии).

Виды организаций в современном рыночном обществе:

  • Экономические
  • Политические
  • Духовной сферы
  • Художественные
  • Творческие
  • Образовательные
  • Научные и др.

Существуют  и другие классификации формальных организаций:

  1. По форме собственности:

- государственные

- частные

- акционерные

2. По типу реализуемой цели  и характеру выполняемой деятельности:

- коммерческие

- некоммерческие

3. По возможности сотрудников  влиять на организационные цели:

- автократические

- демократичские

4. По типу и степени жесткости  организационных структур и степени  формализации отношений:

 

  1. По размеру:

- большие

- малые

- средние

6. По типу внешней среды и  способу взаимодействия с ними:

- открытые

- закрытые

 

Наиболее часто в социологии обращают внимание на специфику хозяйственных  и бюрократических организаций, основные черты которых были сформулированы М. Вебером.

Вебер рассматривал  бюрократию как наиболее эффективную форму принципов легитимной власти (работа по правилам), трактовал ее как единственный тип подлинно-эффективного управления, как машину по принятию рациональных решений.

 

Принципы бюрократической организации по Веберу:

 

  1. Специализация каждого подразделения  организации
  2. Иерархическая структура, в которой каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству
  3. Должность как основной вид деятельности, дающий жалование и перспективу регулярного повышения по службе
  4. Безличность в работе с клиентами
  5. Компетентность, т.е. чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку, контролируют доступ к служебной информации.

Информация о работе Социальные общности и организации