Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:02, лекция
Поскольку общество представляет собой не просто совокупность людей, а систему социальных взаимодействий между ними, причем включение человека в общество, т.е. формирование личности осуществляется благодаря таким взаимодействиям, проблема социальных общностей является одной из центральных в социологии, т.е. понятие социальная общность отражает процессы интеграции социальных взаимодействий в обществе.
Социальные общности и организации
Поскольку общество представляет собой не просто совокупность людей, а систему социальных взаимодействий между ними, причем включение человека в общество, т.е. формирование личности осуществляется благодаря таким взаимодействиям, проблема социальных общностей является одной из центральных в социологии, т.е. понятие социальная общность отражает процессы интеграции социальных взаимодействий в обществе.
Классики, внесшие вклад в теорию социальных общностей:
К. Маркс (указывал на роль классов)
Г. Зиммель, Л. Гумплович (ежедневные контакты)
Тарт, Лебон (взаимодействие в толпе)
Э.Мэйо, Г.Блумер, Дж.Хоманс, Э.Гидденс, П. Бурдье др. современные социологи обращались к проблеме социальных общностей.
Осипов дает следующее определение социальных общностей:
Соц. общности – это структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию.
Среди множества критериев, по которым выделяются социальные общности, обратим внимание на критерий – солидарное социальное действие.
В соответствии с данным критерием выделяют три разновидности социальных общностей:
1. Главный признак мнимых общностей – отсутствие взаимных социальных действий или солидарной связи при наличии совпадающих целей и интересов. К ним относятся агрегаты – совокупность людей оказавшихся случайно в одном месте в одно время (пасссажиры одного автобуса, зрители одного фильма, очередь в магазине), массы и категории.
Категории делятся на:
Для
обозначения категории в
2. Контактные общности (квази-группы) -отличаются от мнимых тем, что здесь обязательно присутствует ориентация на другого, т.е. устанавливается социальная связь.
Контактные общности:
- Аудитория – совокупность людей в определенное время в определенном месте, кратковременное взаимодействие лектора и слушателей (спектакль, собрание).
- Толпа – спонтанная временная общность людей, ей присущи совпадение целей между участниками, ориентация на другого, т.е. социальная связь, а именно обмен мнениями, содействие в чем-л. выработка общих планов, подражание.
Разновидности толпы:
А) случайная
Б) обусловленная
В) действующая
В толпе может возникнуть определенная организация, если находится «вожак» - лидер, который ведет толпу за собой.
Для толпы характерны:
-чрезмерная агрессия
-потеря индивидуальности
-безумность действий (аффективное поведение)
- Социальный круг – круг профессионалов, друзей, знакомых. Эти социальные общности характеризуют знакомства, деловые связи, они играют значительную роль в утверждении авторитета личности, признания её заслуг.
Данные соц. общности могут быть основой для перерастания социальных взаимодействий в более прочные социальные связи или группы.
II. Социальные группы: сущность и разновидности
Социальная группа – совокупность людей, взаимодействующих определённым образом на основе согласованных взаимных ожиданий, соответствующего поведения друг друга.
Признаки соц. групп:
В целом, социальные группы могут быть определены с точки зрения их внешней структуры и с позиции анализа содержания их деятельности.
Для того, чтобы группа существовала и могла функционировать, она должна быть в состоянии:
Разновидности соц. групп:
- большие и малые
- лабораторные и естественные
- первичные и вторичные
- группы членства и референтные группы
III. Социальные организации: понятие, структура и типы.
Практически все сферы жизнедеятельности охватываются множеством видов социальных организаций. Осознание обществом и его субъектами особой роли организаций в современном мире определило устойчивый интерес со стороны различных наук к феномену соц. организаци.
Суть социологического подхода:
Под организацией в социологии понимается специфический социальный объект, выступающий в качестве коллективного субъекта скооперированной деятельности, представляющий собой микросообщество, в котором воспроизводятся относительно устойчивые системы социального действия.
Ключевые социологические
Например, функциональный подход рассматривает организацию как адаптивную социальную систему; конфликтный подход акцентирует внимание на структуре власти и подчинения; символический интеракционизм – на некие культурные образцы, формирующиеся внутри каждой организации (организационная культура).
Наиболее популярной в социологии признается системная модель социальной организации: всякая организация представляет собой целостность, выполняющая определенные функции по отношению к более широкой социальной системе. Она стремится к равновесию и интеграции между составляющими ее элементами. В данном случае организация рассматривается как некая структура, которая подвержена влиянию внешней среды.
Обобщая различные подходы к
социальной организации можно
Т.о. под организацией следует понимать систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организаций за вознаграждение выполняют отведенные им функции или функциональные роли.
В рамках социальной организации обычно выделяют 2 подсистемы:
- формальную;
- неформальную.
Формальная организация – базовая подсистема организации. Она ориентирована на достижение общеорганизационных целей. Искусственно и жестко структурирована, представляет собой некую систему регуляции деловых взаимодействий, которая закреплена в нормативных документах данной организации
Формальная организация
Таким образом, формальная организация стандартизирует, унифицирует отношения в сфере деловых взаимодействий. Существенно снижает роль личного фактора в деятельности организации, делает деловые отношения более определенными и предсказуемыми.
Как показывает практика, построить деятельность организации целиком на принципах формальной организации невозможно.
М. Крозье пишет: «даже те организации, которые устроены по бюрократическому принципу не представляют собой систем, в которых вся сфера деловых отношений формализована и упорядочена, т.е. в рамках организации можно выделить альтернативную формальной подсистему – неформальную организацию»
Неформальная организация – естественно сформированная социокультурная подсистема регуляции поведения людей в организации.
Эта подсистема направлена на обеспечение общих целей, общих интересов групп, составляющих организацию.
Э. Мэйо выявлена роль организации в рамках хоторнского эксперимента: неформальные взаимодействия влияют на людей больше чем формальные.
Неформальными организациями занимались Ч. Барнар, Л. Лайкерт, К. Саймон, А. Этциотти.
Если формальная организация представляет собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, то неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий в результате межличностного и внутригруппового общения.
Возникая и существуя наряду с формальной, неформальная организация имеет значение как определенный способ снятия противоречия между индивидуальными интересами и организационными целями.
Виды соц. организаций
Существуют 2 типа соц. организаций, характерные для разных типов обществ: жестко контролирующая деятельность людей (авторитарный) и организации, которые строятся на опосредованном влиянии на поведение людей (оплата труда, широкие гарантии).
Виды организаций в современном рыночном обществе:
Существуют и другие классификации формальных организаций:
- государственные
- частные
- акционерные
2. По типу реализуемой цели
и характеру выполняемой
- коммерческие
- некоммерческие
3. По возможности сотрудников
влиять на организационные
- автократические
- демократичские
4. По типу и степени жесткости
организационных структур и
- большие
- малые
- средние
6. По типу внешней среды и способу взаимодействия с ними:
- открытые
- закрытые
Наиболее часто в социологии обращают внимание на специфику хозяйственных и бюрократических организаций, основные черты которых были сформулированы М. Вебером.
Вебер рассматривал бюрократию как наиболее эффективную форму принципов легитимной власти (работа по правилам), трактовал ее как единственный тип подлинно-эффективного управления, как машину по принятию рациональных решений.
Принципы бюрократической организации по Веберу: