Социальные общности и социальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Социальная группа: сущность, типология.
Квазигруппа: понятие, виды (толпа, аудитория, социальные круги).
Социальная общность: сущность, виды.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 Учреждение образования

Витебский государственный  технологический университет

 

Кафедра  Философии

                           Дисциплина Прикладная социология

 

Контрольная работа

Тема №20

 

 

                                                             Выполнила студентка группы Зс-28

                                                                    Пантелей Татьяна Петровна

                                                                    зачетная книжка № 

                                                                    222517 обл. Минская г. Борисов

                                                                    ул. Нормандия-Неман, 20-144

                                   

                       

 

 

 

Тема  № 20. Социальные общности и социальные группы

Вопросы:

  1. Социальная группа: сущность, типология.
  2. Квазигруппа: понятие, виды (толпа, аудитория, социальные круги).
  3. Социальная общность: сущность, виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

  1. Социальная группа: сущность, типология.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

Не только общество, но и отдельный человек, живет  по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

    • размеров группы,
    • социально значимых критериев,
    • типа идентификации с группой.
  • номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя — социальные КАТЕГОРИИ.
  • Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения.
  • Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

реальные  группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:

  • пол — мужчины и женщины;
  • доход — богатые, бедные и зажиточные;
  • национальность — русские, американцы, эвенки, турки;
  • возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
  • родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;
  • профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;
  • место жительства — горожане, сельские жители, земляки.

2

Эти и некоторые  другие признаки относятся к числу социально значимых.

В самостоятельный  подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

  • стратификационные — рабство, касты, сословия, классы;
  • этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
  • территориальные — выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание).

По размерам они бывают очень крупными (сотни  тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек). По существу, социальные организации — промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Иными словами, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все другие — к вторичным.

малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

  1. Квазигруппа: понятие, виды(толпа, аудитория, социальные круги).

Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людьми осуществляются определенные, неглубокие социальные контакты, общение. Отличительными чертами квазигруппы являются:

3

  1. достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

Основные виды квазигрупп – аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социальное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следовательно аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные групп в зависимости от отношения к той или иной информации.

Толпа – это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто больше, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа – наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа – заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа – форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый характер.

Наиболее близкими к социальным группам являются квазигруппы, называемые социальными кругами. По определению таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками. В соответствии с классификацией существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные – постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, оснований (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональные — объединяющиеся для обмена информацией

4

исключительно по профессиональному признаку; дружеские — основанные на совместном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее между общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как некоторые переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социальных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

  1. Социальная общность: сущность, виды.

Социальная  общность - это основная категория социологии. Социальная общность - это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Термин социальная общность, так же как общество и социальная структура, в социологии трактуется по-разному.

  Основные взгляды на сущность общности: 1) с позиции социального реализма, к которой близки марксистская и функционалистская трактовки – это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения; 2) с точки зрения феноменологии и символического интеракционизма – это не какое-либо новое, особое телесное образование ("социальный субъект"), а определенным образом организованный комплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации на то, что совместно им удастся эффективнее решать те или иные задачи; общность существует лишь настолько, насколько мы осознаем ее.

Важнейшим условием возникновения социальных общностей  является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как  мы увидим ниже, может проявляться по-разному.

Свойства  социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;

5

2) наличие единых, разделяемых всеми участниками  общности, правил, норм; 3) солидарные  социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.

Типология социальных общностей:

  1. В зависимости от уровня солидарности: 1) множества, в которых воплощается мнимая солидарность (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы и т.п.). Формы множеств: а) категории (статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки): студенты, подростки, женщины, "новые русские" и т.д.; б) агрегации (объединения людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т.д.; в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.; 2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы: а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких ча-сов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей; б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники)); в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей); 3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность.
  2. По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек); 3) большие общности (от сотен до тысяч человек); 4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.
  3. По времени существования: 1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса); 2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет:

6

 коллективы  предприятий, воинские подразделения); 3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

  1. По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные (организации); 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
  2. По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные (дальневосточная общность), 2) этнические (русские) (6), 3) демографические (молодежь, женщины), 4) культурные (субкультурные) и т.д.

Информация о работе Социальные общности и социальные группы