Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:02, контрольная работа
В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры . В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия - для реализации политической программы, больница - для лечения больных.
Понятие «Социальные организации». Основные черты социальной организации.
Классификация и функционирование организации. Бюрократия как тип социальной организации.
Практическая часть.
Заключение.
Федеральное агентство по образованию
Факультет_финансово-кредитный_
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №___
по дисциплине _____социология ______
______________________________
(Ф.И.О.)
Курс__1_____ № группы _день_
1.Понятие «социальные организации». Основные черты социальной организации
Социальная организация – в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальная подсистема организации.
Термин «организация» используется в нескольких значениях :
- как элемент социальной структуры общества;
- как вид деятельности какой либо группы;
- как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы1.
В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры . В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия - для реализации политической программы, больница - для лечения больных.
Современная наука ставит цели организации на одно из первых мест по значимости. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. По мнению А.И. Пригожина, существуют три взаимосвязанных вида организационных целей:
Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) задания, которые определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательских институтах - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.
Цели-ориентации - это совокупность
целей участников, реализуемых через
организацию. Сюда относятся обобщенные
цели коллектива, включающие и личные
цели каждого члена организации.
Важным моментом совместной деятельности
является совмещение целей-заданий
и целей-ориентаций. Если они значительно
расходятся, утрачивается мотивация
на выполнение целей-заданий и работа
организации может стать
Цели-системы - это стремление
сохранить организацию как
Перечисленные цели организации
являются основными, или базовыми, целями.
Для их достижения организация ставит
перед собой множество промежуточных,
вторичных, производных целей: укрепление
дисциплины, стимулирование работников,
реорганизация, улучшение качества работы
и др. Основные цели разделяются на более
мелкие, те в свою очередь на еще более
мелкие и т.д. Такое дробление целей должно
соответствовать разделению организации
на уровни (отделы, сектора, лаборатории,
цехи, участки и т.п.), где каждое подразделение
должно иметь набор производных целей,
выполнение которых служит выполнению
основных или базовых целей.
2. Классификация
и функционирование организаций. Бюрократия
как тип социальной организации.
Социологи - специалисты дают типологию социальных организации, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами являются формальные и неформальные.
Формальная социальная структура
- это такая структура, в которой
социальные позиции и взаимосвязи
между ними четко специализированы
и определены независимо от личностных
характеристик членов организации,
занимающих эти позиции. Например, существуют
социальные позиции директора, его
заместителей, начальников отделов
и рядовых исполнителей. Директор
может быть деловым и энергичным,
полностью соответствующим
В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия. С точки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный начальник отдела может иметь более высокий престиж и значит больше, чем директор организации. Часто среди руководителей, формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем руководителя, который умеет работать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним приоритетные деловые контакты, мы тем самым устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры. Такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регламентами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий. Таким образом, возможен вывод, что неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная.
Каждая организация имеет
искусственную, созданную людьми природу.
Кроме того, она всегда стремится
к усложнению своей структуры
и технологии. Эти два обстоятельства
делают невозможным эффективно контролировать
и координировать действия членов организации
на неформальном уровне или на уровне
самоуправления. Каждая более или
менее развитая организация должна
иметь в своей структуре
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует выполнение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.
Одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:
- деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
- взаимодействие: формирование и поддержание контактов;
- восприятие, фильтрование и распространение информации;
- распределение ресурсов;
- предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
- ведение переговоров;
- проведение инноваций;
- планирование;
- контроль и направление действий подчиненных3.
Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению
Под бюрократией обычно понимается
организация, состоящая из ряда официальных
лиц, должности и посты которых
образуют иерархию и которые различаются
формальными правами и
Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале ХIХ в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных групп было безусловно явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только "интересам дела"; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специальное образование, быть компетентным. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером.
В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:
Личности, входящие в органы
управления организации, лично свободны
и действуют только в рамках "безличных"
обязанностей, существующих в данной
организации. "Безличный" здесь
означает, что обязанности и
Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.
Ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем4.
Индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта.
Отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации.
Людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии.
Бюрократия представляет
собой карьерную структуру, в
которой продвижение
Деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.
Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал, таким образом, идеальный тип управления организации. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации, Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.
Однако такое идеальное положение не существует в действительности, более того, бюрократия первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.