Социальные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Наряду с глобальными структурными изменениями в российском обществе в период реформ, стал возможен плюрализм подходов к социальной структуре общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К.Маркса к обществу, представители других теорий говорят о том, что такой подход годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах, поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность социальных групп и отношений между ними.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Целью данной работы является определение  природы социальных процессов и  социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения  определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную  субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так  и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких  однонаправленных взаимосвязанных  изменений, определяющихся мотивами и  ориентациями людей, является смена  состояния социальной системы, а  значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в  период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка  социальной структуры, произошло изменение  системы ценностей, регуляторов  отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые  регуляторы, позволяющие с меньшей  социальной ценой достичь процветания  общества.

Наряду с глобальными структурными изменениями в российском обществе в период реформ, стал возможен плюрализм  подходов к социальной структуре  общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К.Маркса к обществу, представители других теорий говорят о том, что такой  подход годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку  отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди взаимодействуют  друг с другом скорее на основе статусных  признаков, они объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах, поэтому автором рассматривается  здесь построение общества как совокупность социальных групп и отношений  между ними.

Кроме того, часть работы посвящена  рассмотрению социальной сферы общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и индивидов. В  социальной сфере реализуется социальная функция общества, посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов.

Автором используются понятия “  социальные отношения”, “социальная  структура”, “ социальная стратификация”, “ социальная мобильность”, “ социальная сфера общества”, “социальные процессы”, “социальная политика”.

В работе приводятся разные взгляды  на природу социальных процессов  и отношений, определяются направления  дальнейшего развития общества в  условиях переходного периода, роль государства в регулировании  социальных процессов и отношений.

 

Сущность социальных отношений.

Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в  условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его  личное отношение к окружающей действительности.

Потребности индивидов, природа и  способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость  друг от друга, обусловливают необходимость  их взаимодействия друг с другом и  вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые “Я”, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что “естественная необходимость, свойства человеческого существа, в  каком бы отчужденном виде они  не выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества”. Именно интерес и является таким свойством общественного  человека, который, поскольку он включен  в определенные социальные отношения, делает его представителем определенной социальной общности. Совокупность социальных отношений представляет собой структуру  общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают  социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами  социальной структуры являются нормы  и ценности.

Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения  индивидов и групп. Социальные нормы  обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его  от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Важным моментом природы  социальных отношений является необходимость  социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.

Социальная группа – есть совокупность людей, которые определенным образом  взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры  в каждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримом  количестве, но бесконечно множество  их связей, взаимоотношений. Так, К. Маркс  под “социальным” в собственном  его значении понимал “обработку людей людьми”, а социальные отношения  полагал не отношениями одного индивида к другому, а “…отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и т.д.” Любой человек  занимает много позиций в обществе. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть “статус”. Со “статусом” человека связано ожидаемое от него другими  людьми поведение, т.е. “роль”.

Социальная роль – это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных  отношений.

Понятие социального института  охватывает крупные группировки  социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей, является необходимым  условием деятельности социального  института. Институализацию можно  понимать как обмен между различными индивидами, группами и сферами внутри общества, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные  сферы человеческой деятельности и  организующих их в систему ролей  и статусов.

Разнообразие отношений, ролей, позиций  приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. В  самом общем виде неравенство  означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие  социальной стратификации.

“Социальная стратификация – это  дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом  ранге. Она находит выражение  в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в  неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и  обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества”.

В рамках этого, существует более узкое  понятие “социальных отношений”. “Под социальными отношениями понимается отношения сходства и различия, равенства  и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными  группами”.

Существует множество критериев, по которым осуществляется стратификация. Это – власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к умственному и  физическому труду и т.д.

С социальной стратификацией связано  понятие “социальной мобильности”. Под социальной мобильностью понимается “ любой переход индивида или  социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или  модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в  другую”. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается  переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются  те отношения, которые возникают  при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая  интенсивность вертикальной мобильности  – есть степень демократичности  общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты  каждому, кто хочет их занять; в  них нет юридических, расовых, религиозных  препятствий к подъему или  спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего  сердцевину преобразований в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные  изменения в обществе.

Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.

Структура социального объекта  обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных  элементов, позволяющую накапливать  количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов  в обществе.

Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают  процессы, т.е. имеет место изменение  структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит  систему из одного состояния в  другое. Целое представляет собой  процесс, а поэтому структура  является организацией его во времени.

Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга  сдвигов в обществе. Относительный  консерватизм социальной структуры  выступает как момент динамизма  общественных процессов в целом.  

Лишь совсем недавно была поставлена под сомнение надежность социально - организмических моделей общества, дихотомия социальной статики и  социальной динамики. Все большее  значение стали приобретать два  обстоятельства: во-первых, желание  сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социальной реальности, т.е. на восприятии общества в движении (“процессуальный образ”), и, во-вторых, стремление не рассматривать  общество как объект, т.е. дематериализация социальной реальности (“образ поля”). Такая чисто динамическая или  процессуальная установка изучать  события, а не вещи, процессы, а не состояния, все более доминирует в современной науке. Появилась  альтернативная модель, определяющее общество как динамичное социальное поле.

Для социологии это означало, что  общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть определено как существующее лишь постольку  и до тех пор, пока внутри него что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, общество не может  существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений  различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.

Соответственно изменился и  образ объекта, претерпевающего  изменения. Общество рассматривается  не как жесткая, “твердая” система, а, скорее, как “мягкое” поле взаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой  существует сеть связей, зависимостей, обменов. Она является специфической  общественной средой, или тканью, соединяющей  людей друг с другом.

Существуют специфические, принципиально  важные для жизни “узлы”, комплексы, сплетения социальных отношений, которые  мы научились вычленять (группы, сообщества, организации, государства). То, что они  существуют в качестве реального  объекта - иллюзия. Реальны постоянные процессы группировки, перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые  группами; процессы организации и  реорганизации, а не стабильные организации; процессы “структурирования”, а не структуры; формирование, а не формы; изменчивые “фигуры”, а не жесткие  модели.

Социальные взаимоотношения связывают  не человеческие личности, это сплетение  идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в  обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение  поля, его “социальное сознание”. Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное  измерение поля, его “социальные  инструкции”. Взаимосвязанные сети действий составляют “социальную организацию” общества, а сети интересов - измерение поля по шкале возможностей, его “социальную иерархию”. На всех четырех уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.

Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом  обосновании изменения и процессов  как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных.

 

 

 

 Природа социальных процессов.

Классическое определение социального  процесса дал Питирим Сорокин: “Под процессом понимается любой вид  движения, модификации, трансформации, чередования или “эволюции”, короче говоря, любое изменение данного  изучаемого объекта в течение  определенного времени, будь то изменение  его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик”.

Среди социальных процессов социологи  выделили две их специфические формы. Во-первых, это “социальное развитие” - форма, раскрывающая потенциал, который  изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется  ни на какой предыдущей стадии, а  на более поздней выходит на более  высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических  показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме  того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию  социального равенства, процветания  или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря  появлению качественно новых  форм социальной жизни; присущее людям  творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и  т.д.). Другая форма социального процесса - это “социальный цикл”. Он не имеет  определенной направленности, хотя и  не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система  на той или иной стадии, может  повториться в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале изменения  происходят, но на длительном отрезке  времени - нет, поскольку система  возвращается к первоначальному  состоянию.

Информация о работе Социальные отношения