Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:37, реферат
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное – социальные отношения. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения.
Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или, спорадически, активно или пассивно. Социальные отношения имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Сущность социальных отношений……………………………………………5
2. Формирование социальных отношений. Ценностные и нормативные характеристики…………………………………………………………………..103.
Основные виды социальных отношений……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23
В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.
Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.
Что касается места отдельного индивида или однородного социального объекта в ценностном образце, то оно называется ценностной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой [5].
В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.
Активность индивидов определяется двумя показателями:
1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) - показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом;
2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей).
Бывает, что индивид или группа имеют высокие ценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом [13].
Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство - услуги и различные материальные блага; мастерство - приобретенный профессионализм и некоторой практической деятельности; просвещенность - знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.
Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективностъ - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.
Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь [8].
Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. В таблице 1 показано, как формируются основные социальные отношения при владении индивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что появление данных отношений носит вероятностный характер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролировать власть, но ими контролируется такая ценность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимодействия с большой степенью вероятности возникнут отношения почтения. Другими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не обладающие властью, но имеющие высокий статус или славу, почет, будут внушать почтение.
Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но и сверху вниз. Например, если я владею ценностями, связанными с благополучием людей, или контролирую их (т. е. могу повлиять на здоровье и безопасность), то потребность других людей во власти может привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, основанные на принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие, будет ярко выраженная потребность в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим отношениям. Если же у них превалирует потребность в богатстве, то отношения могут привести к контролю над средствами существования.
Таблица 1.
Формирование основных видов социальных отношений
Потребности в ценностях |
Обладание ценностями | ||||||||
Власть |
Уважение |
Мораль |
Аффективность |
Благополучие |
Богатство |
Мастерство |
Просвещение | ||
Власть |
Политическая власть |
Почтение |
внушение |
преданность |
Принуждение |
Экономическая власть |
директорство |
обучение | |
Уважение |
Выдача советов |
Престиж |
Увещевание |
уважение |
харизма |
кредит |
руководство |
Ученый авторитет | |
Мораль |
Наствавничество |
Одобрение |
Моральный авторитет |
Привязанность |
наказание |
Честный бизнес |
предписание |
цензура | |
Аффективность |
Личное влияние |
Уважение |
Моральное Влияние |
Любовь |
Опекунство |
благотворительность |
Усердие, рвение |
назидание | |
Благополучие |
Принуждение |
Террор |
Дисциплина |
Насилие |
Грубая сила |
Разбой |
Принудительный труд |
Дознание | |
Богатство |
Экономи- ческая власть |
Высокое положение |
Торговля Моральным Авторитетом |
Продажность |
Власть над средствами существования |
Экономическое влияние |
Отношения власти |
Рекламирование | |
Мастерство |
Влияние экспертов |
Админист-рирование |
Казуистика |
Расположение |
Доблесть |
Производительность |
менеджмент |
Интеллект | |
Просвещение |
Консульти-рование |
Известность (слава) |
мудрость |
симпатия |
управление |
Покупка образования |
инструктирование |
Обмен знаниями |
Очевидно, что в табл. 1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а только наиболее значимые, всегда существующие в социальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обмены ценностями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочисленные неповторимые оттенки.[4]
Таким образом, подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.
3. Основные виды социальных
Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.
Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.
Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения. Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.
Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку [15].
Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.
Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.
Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия [6].