Социальные пенсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

ПЕНСИЙ

5
1.1 Понятие социальной пенсии

5
1.2 Условия назначения социальной пенсии

6
2 ТЕХНОЛОГИИ НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

9
2.1 Особенности начисления социальной пенсии по случаю потери

кормильца

9
2.2 Социальная пенсия по инвалидности

10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

0419925_0690E_socialnye_pensii.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста. На 1 января 2012 г. средний размер социальной пенсии равнялся 5207 руб. в месяц и получали этот вид пенсии 2млн.853 тыс. чел.

 

 

2.1 Особенности начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца

Социальная пенсия по потере кормильца - одна из разновидностей пенсионных выплат, обеспечивающая финансовую поддержку детей, потерявших одного или обоих родителей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих  родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается  на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой  части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

 

 

2.2 Социальная пенсия по инвалидности

Социальные пенсии по инвалидности - гарантированная государством выплата нетрудоспособным гражданам, которые признаны инвалидами по постановлению Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом основаниям.

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" социальная пенсия по инвалидности назначается  постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющиим ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основаниям.

Так, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует  трудовой стаж, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленного  уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, что установлено в судебном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Если у такого лица имеются пенсионные накопления, учтенные в специальной части его индификационного лицевого счета, то накопительная часть трудовой пенсии назначается инвалиду к социальной пенсии. Однако не ранее достижения им общего пенсионного возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за исключением инвалидов детства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста; лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) - не ранее: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и   15 лет;

диспропорциональных карликов и  инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, - не ранее:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой  стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном  размере пропорционально базовой  части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

При этом вышеперечисленные размеры  пенсий, для граждан, проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах  с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, социальная пенсия назначается  по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший – при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).

Социальная пенсия предоставляется  гражданам в целях компенсации  им заработка (дохода), утраченного  в связи с нетрудоспособностью.

По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.

Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование. Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
  2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О трудовых пенсиях в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ  «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
  5. Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.
  6. Астапов, К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации / К. Л. Астапов // Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – с.47-53.
  7. Батанов, Г. Пенсионная реформа сегодня – крупнейший социальный проект / Г.Батанов //  Финансовый контроль. – 2005. – №9. – с. 34-38.
  8. Беляки, В.Д. Пенсия в связи с особыми условиями труда. Практика применения  / Беляки В.Д.// Пенсия. – 2007. – №2. – с.18.
  9. Вишневский, Б. Новые принципы пенсионирования / Б. Вишневский // Человек и труд. – 2008. – № 11. – с. 62.
  10. Грудицына, Л. О пенсионном обеспечении / Л. Грудицина // Юрист. – 2008. –№11. – с.60-64.
  11. Дмитриев, М. Куда идет пенсионная реформа / М. Дмитриев // Трудовое право. – 2008. – №3. – с.9-10.
  12. Ерусланова, Р.И. Пенсионное обеспечение в России / Р.И. Ерусланова – СПб.: Питер, 2006. – 356с.
  13. Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. – 2006. – №6. – с.5-8.
  14. Колобаев, О.М. Негосударственные пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование / О. М. Колобаев // Пенсия в Ваших руках. – М.: Норма, 2005. – 316с.
  15. Куртин, А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации / А. В. Куртин //Трудовое право. – 2006. – №4. – с.40-47.
  16. Морозова, Л.Л.  Трудовой стаж и расчет пенсий. Практическое руководство / Л.Л. Морозова. – СПб.: Актив,  2005. – 112с.
  17. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э. – Спб.: Норма, 2005. – 256с.
  18. Пенсия: Оформление, трудовой стаж, льготы. (Советы юриста на все случаи жизни). Выпуск 2. – М.: АСТ, 2006. – 208с.
  19. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования. – М.: Приор, 2008. – 80с.
  20. Сенов, Б.А. Ваша новая пенсия / Б. А. Сенов .- Брянск: Изд-во Брянского ун-та, 2008. – 28 с.
  21. Соловьев, А.К.  Оформление пенсий / Соловьев А. К. – М.: Приор, 2004. – 128с.
  22. Соловьев, А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов / Соловьев А. К. – М.: Аспект, 2006. – 96с.

 


Информация о работе Социальные пенсии