Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать основные формы и причины девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ………..…....8
1.1. Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность……………………………………………………..8
1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения…………………12
2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………..19
2.1. Основы и причины девиации……………………………………………...19
2.2. Основные формы девиантного поведения………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
3
Введение
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным, или конформностью. Термин "конформность" имеет только это значение, хотя иногда его путают с однокоренным понятием "конформизм", означающим подчинение мнению общества или простого большинства. Обычно большинство людей ведет себя конформно. Однако поступки некоторых индивидов нередко выходят за рамки того, что общество считает допустимым. Девиантным поведением называется поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.
Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной, изучена весьма недостаточно, как среди социологов, психологов, медиков и других исследователей. Одним из проблемных вопросов является разночтение в терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение поведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение","девиантное" и "делинквентное поведение".
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Объектом данной работы являются социальные проблемы девиантного поведения человека. Выбор настоящего объекта связан с тем, что проводимые в современной России радикальные реформы, затронувшие все сферы общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), привели не только к позитивным изменениям, но в еще большей мере вызвали явления социально-негативного характера. Современное российское общество представляет собой взаимодействие совокупности девиантогенных факторов: глубокого экономического кризиса, социальной аномии, потери людьми нравственных ориентиров. В результате действия этих факторов десятки миллионов россиян обречены на бедность и нищету, социальную апатию, физическую и духовную деградацию. Вполне закономерно, что в современном российском обществе наблюдается рост различных видов отклоняющегося поведения.
Главным образом, отмечается рост различных форм девиантного поведения среди подростков: алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, преступности; наблюдается их взаимодополняемость и взаимообусловленность. Происходит снижение возрастных границ многих видов правонарушений несовершеннолетних.
Снижение уровня жизни населения увеличило число семей, в которых родители не могут выполнять свои обязанности по заботе и воспитанию детей. Отсюда рост количества брошенных, безнадзорных и беспризорных детей, детской наркомании, преступности, проституции и других социально-негативных отклонений в подростковой среде.
Деструктивные явления в подростковой среде имеют настолько серьезный характер, что их можно рассматривать как реальные предпосылки криминализации всего российского общества. Масштабы распространения ' отклоняющегося поведения среди подростков позволяют говорить об угрозе безопасности общества.
Предметом данной работы является характеристика социальных проблем девиантного поведения человека.
Целью данной работы является выявление характеристик социальных проблем девиантного поведения человека.
В связи с данной целью поставлены следующие задачи:
-дать характеристику понятиям девиантность, аномия, делинвинтность;
-рассмотреть основные теории девиантного поведения;
-охарактеризовать основные формы и причины девиантного поведения
Степень разработанности темы. Проблемам девиантного поведения посвящены многие исследования зарубежных и отечественных социологов. Ими созданы теории и концепции, ставшие уже классическими в этом направлении социологической науки. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс)[1], детерминирующая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Эта теория явилась своеобразным ядром социологического направления в объяснении девиации. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер,. И. Гофман, И. Леммерт и др.)[2].. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн,[3] Р. Клоуард и Л. Оулин[4]), рассматривающая отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями егорешающее значение в формировании отклоняющегося поведения имеет влияние микросреды индивида. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного поведения, по мнению Г. Тарда[5], происходит на основе подражания.
Изучению проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних посвящены работы многих отечественных исследователей. Однако необходимо отметить, что в советский период изучение отклоняющегося поведения развивалось больше в рамках криминологии, психологии, педагогики (Ю.М. Антонян, В.Н.Кудрявцев, А.М.Яковлев, И.С.Кон и др.) .
Среди социологов интерес к проблемам отклоняющегося поведения молодежи и подростков заметно возрастает в постсоветской России. В частности, активно исследуются различные формы девиантного поведения несовершеннолетних — наркомания, алкоголизм, проституция, беспризорность (А.Л. Арефьев, С.А. Быков, А.А. Габиани, Л.А. Журавлева, Г.Г. Заиграев, А.В. Меренков, Е.Г. Слуцкий и др.)[6]; отдельные аспекты подростковой девиации - ценностные ориентации, трудовая занятость подростков, молодежные субкультуры (А.А. Баимбетов, Е.Л. Омельченко, Е.И. Пронина, Е.А. Скриптунова, И.И Шурыгина и др.)1; подростковой делинквентности (И.А. Двойменный, С.А. Завражин, Е.Б. Садков и др.)[7]
Практическая значимость курсового проекта может заключаться в возможности:
- решения на их основе той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследований;
- использования полученных данных в процессе подготовки специалистов социальной работы.
Структура курсовой работы соответствует логике поставленных задач и состоит из введения, двух глав, каждый из которых состоит из параграфов , заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие и сущность девиантного поведения
1.1. Определения «девиантность», «деликвентность», «аномия», их социальная сущность
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Девиация в переводе с латыни - откло-нение от дороги. Но к нам данный термин пришел из английского языка и употребляется в отечественной социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле термин <девиантность> подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушение пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства.
Девиантное поведение (франц. deviation от лат. deviare - сбиваться с пути) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. [8]
Девиантное поведение - всякое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Социальным стандартом является социальная норма, которая говорит людям, как они должны себя вести. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социальной группе. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных по-ступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.
Делинквентность, по словарю Вебстера, понимается как психологическая тенденция к правонарушениям. Сюда относят незначительные преступления, а также лживость, драчливость, прогулы в школе, враждебность к родителям и учителям и др. Выделяются следующие типы делинквентности: конформный, неустойчивый, агрессивно-защитный, оппозиционный.
Таким образом, отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы - девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый континуум или шкала отклоняющегося поведения
Термин <подростковая (юношеская) делинквентность>, появившийся в 80-90-е годы в США, часто переводится на русский язык как <преступность несовершеннолетних> и означает нарушения закона несовершеннолетними, т.е. молодыми людьми в возрасте до 18 лет. Трудно сказать, какой из двух терминов более правильный, поскольку делинкветность обозначает специфически подростковую форму отклоняющегося поведения, а термин <криминальное поведение>, или преступность - поведение взрослых людей. Различие между ними кроется также в степени профессионализма или закоренелости. Взрослая преступность, тем более рецедивная (повторная), предполагает определенный уровень профессионализма, а юношеская делинквентность - это все еще любительское занятие, проступок, совершаемый впервые.
Юридический тер[9]мин <подростковая делинквентность> был введен для обозначения деяний юных право-нарушителей с целью не клеймить их как <преступников>, выделить несовер-шеннолетних из основной массы и иметь возможность обращаться с ними ина-че, чем с взрослыми преступниками. В большинстве случаев их судят в спе-циальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить как можно более мягкий приговор. В бывшем СССР и нынешней России подростковой делинквентностью (административными правонарушениями тинейджеров) занимаются подразделения по делам несовершеннолетних, поскольку делинквентное поведение - не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.
Являясь формой отклоняющегося поведения, делинквентность в современном западном обществе характеризуется следующими чертами:
1. Вклад социальной позиции - делинквентность выше в низшем классе, среди мальчиков-подростков, живущих в неблагоустроенных домах в центре крупных городов. Именно в трущобах царит аномия и беззаконие.
2. Влияние образцов социализации - не все мальчики в трущобах делинквенты. Потому что здесь живут разные семьи. Наивысшая делинквентность обнаружена среди подростков, имеющих самый низкий статус, не знающих в семье твердой и последовательной дисциплинарной системы и часто участвовавших в дворовых тусовках.
3. Наличие ситуационных факторов - подростков арестовывали за угон автомобилей, ограбление, применение оружия потому, что им нравилось рисковать и потому что под руку подворачивались автомобили, прохожие, оружие.
4. Перерастание делинквентного действия в делинквентную роль - многие участвуют в делинквентных действиях время от времени без намерения стать постоянными нарушителями. Но когда сообщество подростков начинает идентифицировать таких людей как делинквентов и вести себя с ними подобающе, наступает время, когда сами они начинают думать о себе в терминах именно этой роли.
5. Формирование делинквентных коллективов и субкультур - большинство делинквентных актов происходит в толпе, группе, коллективе. В группе индивид получает поддержку своим провокациям. Постепенно формируются банды и субкультура
Аномия тесно связана с девиантностью. Настолько тесно, что оба явления объясняет один и тот же круг научных теорий.[10]
Т.Парсонс называл аномию истинно социологической категорией. Сегодня большинство социологов мира согласны с ним. Однако прошло достаточно долгое время с того момента, как в 1838 г. О.Конт провозгласил о рождении новой науки, прежде чем европейские, а затем и американские социологи обратили на аномию серьезное внимание. М.Вебер вообще обошел ее стороной, уделяя свое время совсем другим понятиям и проблемам. Первым в ряду гигантов социологии заговорил об аномии Э.Дюркгейм на рубеже двух веков. Но он уделял ей хотя и постоянное, но не очень значительное внимание. Скорее аномия была в числе дополнительных категорий, необходимых ему для анализа куда более важных проблем, связанных с общественным разделением труда, коллективным сознанием, религией и самоубийством. Тем не менее последующие поколения социологов, и прежде всего Р.Мертон, считали аномию одним из центральных понятий социологии, помогающей ей объяснить социальные деформации в современном обществе.
1.2.Основные подходы к изучению девиантного поведения
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Информация о работе Социальные проблемы девиантного поведения человека