Социальные проблемы крупных городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Город – это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме того, это сложное образование, которое характеризуют высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов. Город является одним из примеров сложной самоорганизующейся системы, для которой проблема развития является не только результатом теоретического осмысления происходящих процессов, но выбор направления дальнейшего социально-экономического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Город как социально-территориальная общность………………………………5

Социальные проблемы больших городов…………...…………………………..7

Создание благоприятной жизненной среды………………………...................16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы……...……...……..………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Соц проблемы крупных городов ГОТОВО.docx

— 113.24 Кб (Скачать файл)

Существует прямая связь  между проблемами алкоголизма и наркомании с уровнем преступности.

Согласно данным за январь-май 2008 года,  4 900 преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, 115500 – в состоянии алкогольного опьянения.  На уровень преступности влияют и другие социальные проблемы. Можно выявить связь высокого уровня преступности с проблемами образования. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

Самый низкий уровень образования  характерен для лиц, совершающих  насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного  имущества.

Выше уровень образования  у лиц, совершающих хищения путем  присвоения и растрат, злоупотребления  служебным положением, должностные  и экономические преступления.

Семейное положение и  его изменение у лиц, совершивших  преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля. Таким образом, можно выявить связь преступности с такой проблемой, как социальное сиротство.

В последние годы увеличивается  количество детей и подростков, воспитывающихся  в различных государственных  учреждениях, а именно в домах  ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у  большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. В числе причин этого явления  следует выделить кризисные явления в семье: рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Не выдерживая подобного  обращения, дети и подростки зачастую покидают дома или государственные  учреждения. Оказавшись на улице, они  пополняют ряды беспризорных, как  правило, вовлекаются в употребление алкогольных напитков, наркотических  и психотропных веществ, а также  втягиваются в совершение преступных деяний.

Проблема социального  сиротства тесно связана с проблемами здравоохранения, так как у ее истоков стоят и такие проблемы как наркомания и алкоголизм. Другой проблемой здравоохранения является высокий уровень смертности населения.

В России падение продолжительности  жизни началось с 1966 года и оно  продолжается до настоящего времени. За это время продолжительность  жизни снизилась у мужчин на 8 лет, а у женщин – на 3 года. В  России сложилась невиданная в мирное время разница в среднем возрасте наступления смерти между взрослыми  мужчинами и женщинами – более 13 лет. Смертность трудоспособного населения в России в 4,5 раза выше, чем в Евросоюзе. По данным профессора И. А. Гундарова, основные причины смертности,  в России кроются в социально-психологической сфере. 73% из основных причин вымирания - на стороне немедицинских факторов, таких как:

1) социальная агрессия, ведущая  к росту убийств и росту  числа жертв ДТП;

2) социальная апатия, приводящая  к росту числа самоубийств, и что очень существенно;

3) стрессовые нагрузки  на население, приводящие к  росту сердечно-сосудистой патологии.

Как отмечалось выше, существует прямая связь проблем здравоохранения и преступности с проблемами образования.

Согласно российскому  законодательству (статья 43 Конституции  Российской Федерации) государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов. Но эти  гарантии соблюдаются только формально. Российская система образования  не обеспечивает социальную мобильность  населения, нет условий «равного старта», качественное образование  фактически недоступно без связей или денег, нет системы социальной (грантовой) поддержки учащихся из малодоходных семей. Внедрение в сферу образования рыночных отношений обусловливает растущее неравенство среди учреждений образования, в первую очередь – высшего. Политические и социальные перемены, развитие демократии создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в области образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности и другие негативные последствия. Развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по относительной численности студентов высших учебных заведений. Но, с другой стороны, платность образования снижает его доступность для бедных.

По данным опросов ВЦИОМ  в 2007 г., половина россиян не может  позволить себе платное образование, 40% – платную медицину. При крайней  необходимости платными медицинскими услугами смогут воспользоваться 42% наших  сограждан, образовательными – 27%. Систематически имеют возможность оплачивать подобные услуги только 16—17% россиян.

При формальной доступности  общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного школьного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Согласно опросам, только 1 % семей не осуществляет затрат на обучение ребёнка в общеобразовательной школе. Важно рассматривать эту проблему на уровне школьного образования, так как его получают практически все дети, и оно определяет всю последующую жизнь человека.

Дети из семей с низким доходом получают менее качественное общее образование, чаще вынуждены  прерывать его, практически теряя  шансы на карьерный рост в дальнейшем, и имеют гораздо меньше возможностей получить качественное профессиональное образование.

Другой проблемой образования является недостаточное финансирование, приводящее к ухудшению качества материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования.

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что все социальные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их связь показана на схеме, изображенной ниже. Взаимосвязи проблем изображены стрелками.

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Взаимосвязь социальных проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание благоприятной  жизненной среды

 

Необходимость создания благоприятной  жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических  проблем, а также жилищным, торгово-бытовым  и коммунальным обслуживанием, возможностями  рациональной организации досуга. Создание благоприятной жизненной среды  начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных  преобразований, комплексного улучшения  жилищных и культурно-бытовых условий  жизни людей. 

Планомерная застройка города, последовательное освоение новых и  освобождаемых от ветхого жилья  площадей, внешний облик его кварталов, магистральных улиц, благоустройство  могут быть осуществлены только на основе объединенных усилий городских  органов власти, предприятий и  организаций города.

При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем  городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать  материальные и духовные потребности. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля перемежаются с такими неотложными вопросами, как жилищная проблема, распространение  массовой культуры, рост неблагополучных  семей, причастность молодежи к различным  формам отклоняющегося поведения, рост преступности.

Все заметнее проявляются  отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия (забота о престарелых, обиженных  судьбой, неконкурентоспособных и  т.д.). Центральной фигурой должен стать человек, а основной задачей  – организация его жизни.

Интеллектуальный потенциал  города, духовную атмосферу в нем  создают люди, имеющие общую и  специальную подготовку. Забота о  - 
 
преумножении их числа и уровня влияния – залог развития культуры в городе.

Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросветучреждений, кинообслуживания, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры. Одним из главных остается вопрос об организации эффективного использования  свободного времени, которое является другом человека, но при определенных обстоятельствах становится его  врагом.

Социальное развитие города предполагает осуществление мер  по планомерному воздействию на негативные процессы: наркоманию, проституцию, организованную преступность, правонарушения, детскую  безнадзорность, проступки против правил и норм поведения и общежития, любые проявления антиобщественного  характера.

Уязвимой стороной жизни  городов является торговое и бытовое  обслуживание, создание их современной  базы, внедрение новых методов  работы, повышение культуры быта. К  сожалению, в большинстве городов "социальные тылы" безнадежно отстали, мало соответствуют общепринятым мировым  стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия жизни в городах  оказывают непосредственное влияние  на здоровье людей. Негативное влияние города проявляется в возникновении психологического напряжения, которое приводит к возникновению многих социальных проблем. Так как эти проблемы тесно взаимосвязаны, возникновение одних влечет за собой возникновение других, увеличивая тем самым масштабы воздействия.

Город – это исторически  конкретная социально-пространственная форма существования общества. Для того, что б люди были довольны жизнью, что б они были счастливы, необходимо создать соответствующие условия. Сделать так, что б людям нравилось жить в своей стране, в своем городе. Необходимо решить все задачи и проблемы развития города, ведь если есть жилье, есть место работы, есть места для проведения досуга, и др. условия, предложения, никто и никогда не покинет свой город в поиске лучших условий жизни. По определению В.Н. Цыгичко, социально-экономическая система (СЭС) – это "любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей", в которой "люди составляют главный, определяющий компонент".

Чтобы выявить общее и  особенное в социально-экономической  системе города, формулируются цели и основные составляющие эту систему  элементы, т.е. её структуру.

Цели развития, по содержанию являясь стратегическими целями. Они отражают сущность социально-экономического развития города, концентрируя внимание на создание благоприятных условий  развития отдельных предприятий  и организаций, расположенных на территории города. Формулировки целей города на постсоветском пространстве не несут в себе элементов новизны, ибо официально, но декларативно они провозглашались и раньше, но по существу основная цель развития города подменялась целью одной из его подсистем – экономической.

В настоящее время основной целью социально-экономического развития города является повышение уровня жизни  населения (увеличение доходов, улучшение  образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни). Серьёзные проблемы развития городов могут быть связаны с основными функциями города: приумножать человеческий капитал, развивать жилищный сектор и сферу услуг, наращивать производственно-экономический потенциал. Поэтому социально-экономическая система города должна быть нацелена на поддержку именно тех отраслей и видов деятельности, где город обладает хорошим потенциалом развития, а также определять конкретные задачи и меры, выполнение которых позволит полнее реализовать этот потенциал.

Управление развитием  города является процессом целенаправленного  изменения состояния и структуры  социально-экономической системы. Регулировать рост города можно лишь на основе учета объективных закономерностей его развития. Проблемы городов сложны и могут быть решены лишь на основе глубокого изучения социально-экономических проблем и принципиально новых научно обоснованных подходов их решения. Для решения проблемы управления социально-экономическим развитием города необходимо в полной мере изучить критерии, определяющие структуру социально-экономической системы города, и, выработать стратегию развития города. Так как различные города существенно различаются между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам то при изучении проблем социально-экономического развития города и разработке его социально-экономической политики необходимо учитывать классификацию городов по признаку структуры их экономики.

Список литературы

 

  1. Андрущенко В.П. «Социология наука об обществе»: 2-е издание.-Харьков, 1997. - 629 ст.
  2. Лавриненко В.Н. «Социология »:учеб. для вузов. -М.: ЮНИТИДАНА, 2000. – 407 ст.
  3. Эфендиева А.Г. «Общая социология»: учеб. пособие.-  
    Москва, 2004. – 652ст.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. М., 2007.
  5. Занадворнов В.С., Занадворнова А.В. Экономика города: Учебное пособие - М.: Магистр, 1998. - с22
  6. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2005.
  7. Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические иcследования. – 2008. - № 4.
  8. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1996. -с.10.
  9. Щедровицкий П.Г. (2004) Промышленной политики не будет без региональной // Эксперт-Урал, №27.

Информация о работе Социальные проблемы крупных городов