Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:35, доклад
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 5
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА. 9
3. ОДИНОЧЕСТВО ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 28
Приложения. 33
Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.
И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.
По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества.9 Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, вязанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноки женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.
Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%.10 Наша исследоание также подтверждает этот факт(См. Приложение, вопрос - 13).
При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения.11
Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
Старение человека - это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека во многом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организаций и всех членов общества к ним.
Проблемы, связанные со старостью, старением населения характерны для всех экономически развитых стран. Проблемы эти усугубляются нарастанием экономических трудностей, которые непосредственно отражаются на уровне социальной защиты пожилых людей.
В нашей стране при переходе к рыночной экономике в результате снижения уровня жизни расширяется круг лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Требует совершенствования и пенсионное законодательство.
В связи с этим на первый план выдвигается необходимость реформирования пенсионной системы, создавая условия для развития наряду с государственным пенсионным обеспечением, негосударственных пенсионных фондов.
Все большая роль отводится
совершенствованию системы
В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.
Поэтому приоритетные направления государственной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую перспективу должны быть ориентированы на:
обеспечение установленных законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан экономических, социальных и правовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшего поколения;
недопущения дальнейшего снижения уровня доходов лиц пожилого возраста;
стимулирование социально-экономической активности граждан пожилого возраста, поощрение занятости, включая организацию профессиональной подготовки и переподготовки, создание условий для осуществления ими приносящей доход деятельности, всесторонней реализации внутреннего потенциала;
развитие системы социального обслуживания населения;
организации и внедрение новых форм и видов помощи социально незащищенным категориям населения;
обеспечение большей доступности и улучшения качества медицинской помощи лицам пожилого возраста, организацию и развитие гериатрической помощи, расширение профилактического и реабилитационного направлений в медицинском обслуживании пожилых граждан;
привлечение общественного внимания и формированию благоприятной социо-культурной среды для пожилых членов общества.
1. Конституция Российской Федерации: Принята 12.12.93г.-М, 1995.
2. Конституция Республики Татарстан: Принята 06.11.92г. (с последующими изменениями от 27.11.96г.) - Казань: 1997.
3. Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». - Российская газета, 19.12.95, №243.
4. Федеральный закон от 02.08.95г. № 122-ФЗ О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Российская газета, 04.08.95, № 150.
5. Закон Российской Федерации от 20.11.90г. №340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации. - М., 1998.
6. Закон Российской Федерации от 12.01.95г. № 5-ФЗ О ветеранах. - Российская газета, 25.01.95, № 19.
7. Закон Республики Татарстан от 20.07.94г. № 2192-Х11 О дополнительных льготах и социальных гарантиях гражданам Республики Татарстан, награжденным медалью «За победу над Германией в 1941-1945 годах» или медалью «За победу над Японией». - Известия Татарстана, 13.09.94, №155.
8. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92г. № 1077. О негосударственных пенсионных фондах. - М., 1998.
9. Указ Президента Российской Федерации от 15.04.96г. № 550. О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. - М., 1996.
10. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.99г. № 391. О единовременной компенсационной выплате пенсионерам. - М. 1999.
11. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.99г. № 392. О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров. - М., 1999.
12. Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 1 квартал 1999 года для исчисления и увеличения пенсий с 01.05.1999г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.99г. № 363.
13. Указ Президента Республики Татарстан от 06.09.91г. УП-72. О дополнительных мерах по социальной помощи пенсионерам, детям, одиноким престарелым, нуждающихся в постороннем уходе. - Советская Татария, 10.09.91г., № 159-160.
14. О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.95г. № 1151.
15. О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96г. № 473.
16. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.96г. № 739.
17. Об утверждении Перечня учреждений социального обслуживания, учреждений здравоохранения и образования, оказывающих социальную помощь населению Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.98г. №446.
18. О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.98г. №581.
19. О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.96г. № 754 Об организации перевозок городским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения:
Постановление кабинета Министров республики Татарстан от 11.11.96г. №949.
20. О порядке обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.95г. № 346.
21. О дополнительных мерах по социальной поддержке неработающих пенсионеров, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан от 07.05.97г. № 399.
22. Программа о пенсионной реформе в Российской федерации. - М.,1998.
23. О - Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997 - 1999 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97г. № 1090.
24. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. - Образная информация. - М., 1994: Выпуск 1.
25. Некоторые показатели по социальному обеспечению населения Республики Татарстан за 1998 год. - МСО, 1999.
26. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. /Отв. Ред. Е.И.Холостова/ - М.: Институт социальной работы, 1995.
27. Аналитические данные Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - журнал Пенсия 1998г.№1.
28. Директивные документы о деятельности стационарных учреждений. - Сборник нормативных актов. Выпуск 1985г.
29. Документы ООН о проведении международного года пожилых людей (1999 год). - М., 1998.
30. Белов В.П. Трудоспособность пенсионеров по старости: вопросы стимулирования и организации труда. -М.,1995.
31. Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей. - журнал Социальное обеспечение. 1998, №5.
32. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. - М., 1998.
33. Киселев С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. - М., 1998.
34. Киселева З.Г. Итоги и перспективы. - Социальное обеспечение. 1997. №4.
35. Нейл Смелзер. Социология. - Феникс, 1994.
36. Покровский Н.Г. Лабиринты одиночества. М., 1998.
37. Ржаницина Л. Нужна ли пенсионная реформа сегодня? -журнал Социальная защита. 1998., №8.
38. Тора К. Биксон, Летиция Энн Пепло, Карен С. Рук. Жаклин Д. Гудчайс. Жизнь старого и одинокого человека. -М.,1989.
39. Тулисов М.П. Социальное обеспечение в СССР и буржуазных странах. - М., 1984.
40. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980.
41. Шмелева Н.Е. Третий возраст и его проблемы. Российский журнал социальной работы. М., 1995.
42. Основы социальной работы. /Отв. Ред. Павленок П.Д./ -М., Инфра-м, 1997.