Социальные проблемы пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:35, доклад

Описание работы

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 5
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА. 9
3. ОДИНОЧЕСТВО ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 28
Приложения. 33

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Бремя  забот,   ложащееся   на плечи  пожилых женщин, усиливается      по    мере       традиционной      возрастной дифференциации   между супругами.   Кроме забот о своем здоровье   многие пожилые   женщины   принимают   на себя заботу   и о здоровье   своего   мужа,   и даже   в   еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад,   к роли   матери»,   теперь уже по отношению   к мужу. Теперь,   в ее обязанности входят   следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача,   следить за его диетой, лечением и  корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.

И так,   женщины  меньше   подвержены одиночеству, так как у них в среднем  больше   социальных ролей, чем  у мужчин.

По  проведенным    исследованиям  овдовевшие  мужчины  более одиноки,   чем мужчины,  состоящие в браке,  а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших,   не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества.9  Мужчины и женщины,   состоящие в браке, менее подвержены  чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние    больше    испытывали    мужчины,   чем  женщины. Одинокие    мужчины     принадлежали   к   группе   наиболее страдающих   от одиночества людей;  мужчины,   состоящие в барке,      относились     наименее   подверженных     чувству одиночества   людей, женщины состоящие в браке, а также живущие одни,   занимали  промежуточное   положение между первыми    двумя   группами.    Такие    данные    частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин  пожилого возраста. Результаты   показали, что две  третьи    одиноких   мужчин,   занимаются  делами, вязанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноки женщин     посвящают   свободное время   различного   рода социальной деятельности.

Проведенные  исследования  социологов   показали,    что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем   в 45% таких семей есть внуки,   59%   пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие  составляют   13%.   Если среди    опрошенных   пенсионеров   чувство одиночества   как реальный  факт   отмечают 23%,  то  для   одиноких   этот показатель - 38%.10 Наша исследоание также подтверждает этот факт(См. Приложение, вопрос - 13).

При  оказании  помощи  одиноким  необходимо  учитывать  многообразие факторов, приводящих к  одиночеству. Дружеские связи,   социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют      собой        альтернативу      медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям  иногда должна состоять в том, чтобы  изменить ситуацию, а не личность.

В  решении   проблемы   одиночества  важное   значение приобретают системы  социальной  реабилитации и социальной помощи  престарелым. Социальная  реабилитация  представляет собой    комплекс    социально   экономических,     медицинских, юридических,  профессиональных и других мер,  направленных на обеспечение   необходимых   условий и возвращение   этой группы населения к достойной жизни в обществе.

В целом по России около  полутора миллионов граждан старших   возрастов   нуждаются   в  постоянной    посторонней помощи.  По   данным   выборочных обследований, одинокие граждане   и   одинокие  супружеские пары,   в   которых оба являются  престарелыми  и  могут  нуждаться  в  социальном обслуживании   составляют до 69%.   Изучение   нуждаемости обследованных   нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует   о том,   что  более 78% из  них нуждаются    в медико-социальной   помощи,   около 80% - в услугах социально-бытового назначения.11

Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом   и старческом возрасте в настоящее  время и в будущем    обостряют   эту    проблему,    делают    важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов,   демографов, экономистов, психологов.

 

 

 

Заключение

Старение человека - это сложный   процесс,   в котором биологические    факторы    тесно   связаны   с   социальными. Среди этих    факторов,   в   том   числе   психосоциальных, огромное    значение   приобретает   положение   стареющего человека в обществе,   национальная политика   государства в организации   медицинской   и  социальной  помощи  пожилым людям.   Психофизическое состояние   пожилого  человека   во многом      определяется      гуманистическим       отношением государства,    общественных  организаций    и  всех   членов общества к ним.

Проблемы,    связанные    со   старостью,       старением населения   характерны   для   всех   экономически    развитых стран. Проблемы эти усугубляются нарастанием экономических трудностей,   которые непосредственно отражаются  на уровне социальной защиты пожилых людей.

В нашей стране при  переходе к рыночной экономике в  результате  снижения уровня  жизни   расширяется   круг лиц, нуждающихся   в дополнительной социальной защите. Требует совершенствования и пенсионное законодательство.

В   связи    с   этим    на   первый   план    выдвигается необходимость  реформирования   пенсионной системы, создавая условия для развития наряду с государственным   пенсионным обеспечением,  негосударственных пенсионных фондов.

Все большая роль отводится  совершенствованию системы государственного   социального страхования   с   установлением дополнительных гарантий для пожилых людей.

В    настоящее   время    положение   граждан  старшего поколения     характеризуется     такими     факторами   как малообеспеченность,   неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество,   которые  в совокупности  приводят  к состоянию материальной    и    физической     зависимости,     увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи   и поддержке.

Поэтому    приоритетные    направления    государственной  политики   в отношении   граждан   старшего   поколения   на ближайшую перспективу должны быть ориентированы на:

обеспечение   установленных   законодательством     Российской Федерации     и    Республики     Татарстан     экономических, социальных и правовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшего поколения;

недопущения   дальнейшего   снижения   уровня доходов   лиц пожилого возраста;

стимулирование   социально-экономической    активности   граждан пожилого     возраста,      поощрение   занятости,      включая  организацию   профессиональной   подготовки и переподготовки, создание условий для осуществления ими приносящей доход деятельности,       всесторонней     реализации     внутреннего потенциала;

развитие системы социального  обслуживания населения;

организации   и  внедрение   новых   форм и  видов помощи социально незащищенным категориям населения;

обеспечение большей    доступности  и  улучшения   качества медицинской помощи лицам   пожилого возраста,  организацию и     развитие      гериатрической     помощи,      расширение профилактического    и   реабилитационного     направлений    в медицинском обслуживании пожилых граждан;

привлечение общественного  внимания и формированию благоприятной  социо-культурной среды для пожилых  членов общества.

 

Список литературы.

1. Конституция   Российской   Федерации:    Принята 12.12.93г.-М, 1995.

2. Конституция Республики   Татарстан:   Принята 06.11.92г. (с последующими изменениями от 27.11.96г.) - Казань: 1997.

3. Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального   обслуживания     населения     в    Российской Федерации». - Российская газета,  19.12.95,  №243.

4. Федеральный закон от 02.08.95г. № 122-ФЗ   О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста  и инвалидов. Российская  газета, 04.08.95,  № 150.

5. Закон Российской  Федерации от 20.11.90г.   №340-1   О государственных пенсиях в Российской Федерации.   - М., 1998.

6.   Закон   Российской   Федерации от 12.01.95г.   № 5-ФЗ О ветеранах.  -  Российская газета,  25.01.95, № 19.

7.  Закон   Республики   Татарстан от 20.07.94г.   № 2192-Х11 О    дополнительных    льготах   и социальных   гарантиях гражданам Республики  Татарстан,   награжденным   медалью «За победу   над   Германией   в  1941-1945 годах»   или медалью    «За   победу   над    Японией».    -    Известия Татарстана,   13.09.94,  №155.

8. Указ Президента Российской  Федерации от 16.09.92г.  № 1077. О негосударственных пенсионных фондах. - М., 1998.

9. Указ   Президента Российской  Федерации от 15.04.96г. № 550.   О неотложных   мерах   по   улучшению   пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. - М., 1996.

10. Указ  Президента  Российской   Федерации  от  30.03.99г. №  391.   О   единовременной   компенсационной   выплате пенсионерам. - М. 1999.

11. Указ   Президента   Российской   Федерации   от 30.03.99г. № 392.   О компенсационной    выплате   малообеспеченным категориям пенсионеров. - М., 1999.

12. Об утверждении среднемесячной   заработной  платы   в стране  за 1 квартал    1999   года   для исчисления   и увеличения      пенсий   с   01.05.1999г.:      Постановление Правительства     Российской   Федерации   от 01.04.99г.   № 363.

13. Указ Президента Республики Татарстан от 06.09.91г. УП-72.    О дополнительных   мерах   по социальной    помощи пенсионерам,  детям,  одиноким  престарелым,   нуждающихся в постороннем уходе. - Советская Татария,  10.09.91г.,  № 159-160.

14. О Федеральном   перечне гарантированных   государством социальных услуг,   предоставляемых   гражданам   пожилого возраста и инвалидам     государственными  муниципальными учреждениями    социального   обслуживания:    Постановление Правительства   Российской   Федерации   от 25.11.95г.    № 1151.

15. О порядке и   условиях   оплаты   социальных    услуг, предоставляемых     гражданам      пожилого    возраста    и инвалидам       государственными      и     муниципальными учреждениями   социального   обслуживания:    Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96г.  № 473.

16. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и    платных     социальных      услуг      государственными социальными    службами:     Постановление     Правительства Российской  Федерации от 24.06.96г. № 739.

17. Об    утверждении    Перечня   учреждений    социального обслуживания,   учреждений  здравоохранения и образования, оказывающих   социальную  помощь  населению   Республики Татарстан:   Постановление Кабинета  Министров Республики Татарстан от 04.08.98г. №446.

18. О   порядке   и   условиях   предоставления    гражданам пожилого   возраста   и инвалидам   услуг государственными учреждениями   социального   обслуживания    в   Республике Татарстан:   Постановление  Кабинета Министров   Республики Татарстан  от 26.09.98г. №581.

19. О внесении изменений и дополнений в   Постановление Кабинета   Министров   Республики   Татарстан от 02.09.96г. № 754  Об организации   перевозок   городским   транспортом (кроме такси)   и   автомобильным    транспортом     общего пользования    (кроме   такси)    пригородного    сообщения:

Постановление   кабинета   Министров   республики   Татарстан  от 11.11.96г. №949.

20. О   порядке    обеспечения   населения    лекарственными средствами    и    изделиями     медицинского    назначения:

Постановление   Кабинета   Министров  Республики  Татарстан  от 06.06.95г. № 346.

21. О дополнительных   мерах    по   социальной   поддержке неработающих   пенсионеров,   семей   с детьми   и   других малообеспеченных  категорий   населения,    предусмотренных Программой    адресной    социальной   защиты    населения Республики   Татарстан от 07.05.97г. № 399.

22. Программа    о пенсионной   реформе   в    Российской федерации. - М.,1998.

23. О   - Федеральной      целевой   программе    «Старшее поколение»      на   1997 - 1999    годы.     Постановление Правительства    Российской    Федерации от 28.08.97г.  № 1090.

24. Социально-бытовое обслуживание    пенсионеров    и инвалидов. - Образная информация. - М., 1994: Выпуск 1.

25. Некоторые   показатели   по   социальному   обеспечению населения   Республики   Татарстан за 1998 год. - МСО, 1999.

26. Настольная  книга   специалиста:   Социальная  работа  с пожилыми людьми. /Отв. Ред. Е.И.Холостова/ - М.: Институт социальной работы, 1995.

27. Аналитические     данные      Департамента    пенсионного обеспечения   Министерства труда   и социального развития Российской   Федерации. - журнал Пенсия 1998г.№1.

28. Директивные   документы   о   деятельности   стационарных учреждений. - Сборник   нормативных актов. Выпуск 1985г.

29. Документы   ООН   о   проведении   международного   года пожилых людей (1999 год). - М., 1998.

30. Белов   В.П.    Трудоспособность      пенсионеров     по старости: вопросы   стимулирования и организации труда. -М.,1995.

31. Вульф Л.С.    Одиночество   пожилых   людей. - журнал Социальное обеспечение. 1998, №5.

32. Дыскин А.А.,   Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. - М., 1998.

33. Киселев   С. Г.    Состояние   и  развитие    социального обслуживания граждан пожилого  возраста   и инвалидов   в нестационарных   условиях   в Российской   Федерации. - М., 1998.

34. Киселева    З.Г.   Итоги   и перспективы.  -  Социальное обеспечение. 1997. №4.

35. Нейл Смелзер. Социология. - Феникс, 1994.

36. Покровский Н.Г.  Лабиринты одиночества.  М., 1998.

37. Ржаницина Л. Нужна ли  пенсионная реформа сегодня? -журнал Социальная защита. 1998., №8.

38. Тора К.  Биксон,   Летиция Энн Пепло,    Карен С. Рук. Жаклин Д. Гудчайс. Жизнь старого и одинокого человека. -М.,1989.

39. Тулисов   М.П.   Социальное   обеспечение в СССР   и буржуазных странах. - М., 1984.

40. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980.

41. Шмелева Н.Е.    Третий   возраст и его   проблемы. Российский журнал социальной работы. М., 1995.

42. Основы социальной работы. /Отв. Ред. Павленок П.Д./ -М., Инфра-м, 1997.

Информация о работе Социальные проблемы пожилых людей