Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 18:07, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение социальных проблем современной российской семьи…
Задачи работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- рассмотрение реализации семейной политики;
изучение практической социальной работы с семьей, имеющей детей.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Семья и ее социально-экономическое положение в современной России…………………………………………………………………………………5
Социальная сущность и функции семьи…………………………………….5
Положение семьи и детей в Российской Федерации……………………...11
Глава 2. Социальные службы семьи и детей, и их развитие………………….14
2.1 Оказание социальной помощи семье………………………………………14
2.2 Социально-психологическое сопровождение приемных семей ( из работы Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие»)..20
Заключение …………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от “иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью
С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания.
Однако, важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человеческих ценностей. "Все возвращается на круги своя" -- этой библейской мудрости суждено было еще раз подтвердиться в нашем отечестве.
Выходя на столбовую дорогу человеческой цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и начать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества -- семьи.
Эту истину уже давно постиг весь цивилизованный мир. Понимают ее простые люди в нашей измученной социальными экспериментами стране.
Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение самочувствия и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.
Именно семья, ее интересы должны встать в центр социальной политики. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества. Семья может и должна из заложника реформ превратиться в их движущую силу.
Для того чтобы решить эту задачу, необходимо острейшие проблемы государства и общества рассматривать с позиции интересов российских семей: отцов и матерей, дедушек и бабушек, детей и подростков.
В докладе Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации "О положении семей в Российской Федерации" рассматриваются демографические и социальные характеристики семей, их экономическое положение, а также состояние и перспективы развития государственной семейной политики.
Глубокого внимания и изучения заслуживают следующие наиболее важные вопросы:
-- идеология государственной семейной политики;
-- современное положение российских семей, их самые острые проблемы;
-- пути решения проблем российских семей.
Идеология семейной политики, представляя собой систему взглядов и идей, определяет не только критерии оценки происходящих в институте семьи перемен, но и пути осуществления семейной политики.
Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации разделяет идеологию и стратегию семейной политики, которые разработаны Организацией Объединенных Наций и закреплены в ее резолюциях, посвященных Году семьи, в других материалах, и оценивает концепцию ООН как адекватную общемировому консенсусу взглядов на семью.
Основные принципы семейной политики, провозглашенные ООН, заключаются в следующем: Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условий. Все семьи вправе рассчитывать на поддержку государства.
Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье.
Семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанностей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общественной жизни.
Все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций, не подменяя их государственными структурами.
Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики:
Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.
Улучшение положения неполных семей с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.
Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, которые связаны с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, и вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции.
Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества.
Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.
Очевидно, что все эти задачи в равной степени актуальны для России и сформулированы в нашей концепции государственной семейной политики, которая в преддверии Года семьи была предложена всем регионам для руководства и дальнейшей разработки своих мер и мероприятий.
Следующий кардинальный вопрос -- это современное положение российских семей.
Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений?
1.это - увеличение числа малообеспеченных слоев населения;
2.увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства;
3.ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
4.фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;
5.рост количества неполных семей;
6.повышение коэффициента иждивенчества;
7.насилие в семье, социальное сиротство.
В структуре экономических проблем острейшая -- резкое падение реальных доходов большинства семей России.
Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов является заработная плата.
Обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.
Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми -- наименее обеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей.
Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении.
Отрасли социальной сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьям услуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен.
Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.
Сегодня под лозунгом перехода к рынку продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего в результате уменьшения возможностей их финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей, часть из них, не справляясь с финансовыми трудностями, закрывается. Другие переформировываются, становятся элитарными.
Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей.
Неразрешимая проблема для большинства семей -- улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья.
Глава 2. Социальные службы семьи и детей, и их развитие.
2.1 Оказание социальной помощи семье.
Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустационарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной социальной помощи), которые предусмотрены настоящим законом.
Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Федерального закона, в которой в числе учреждений социального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреждения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи.
Федеральный закон устанавливает полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осуществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.
Вместе с тем Федеральный закон обязывает Правительство Российской Федерации и соответствующие федеральные министерства разработать и ввести государственные стандарты социального обслуживания и порядок лицензирования в области социального обслуживания, что безусловно, позволит определить основные требования к объему и качеству социальных услуг, организовать социальное обслуживание семьи и детей на достаточном качественном уровне и иметь обоснованные критерии оценки профессиональной и этической деятельности работников социальных служб.
Динамика основных статистических показателей, характеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения за последние несколько лет выросло в 4 раза.
Анализируя распределение учреждений
по территориально-
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 территории Российской Федерации работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, «телефонов доверия», наркологической помощи, планированию семьи.
Дальнейшее развитие получила сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования Российской Федерации. Информация, поступившая из 79 территорий России, свидетельствует о том, что в основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Во всех регионах наблюдается тенденция роста числа профессиональных психологических кадров, однако обеспеченность такими специалистами в различных образовательных учреждениях пока еще остается недостаточной.
Информация о работе Социальные проблемы современной российской семьи