Социальные проблемы студентов, связанные с совмещением учебы и работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Будущее страны определяется качественным потенциалом населения, в первую очередь его профессиональными и деловыми характеристиками. Основную роль в формировании этого потенциала играет система высшего профессионального образования.
Эффективность этой системы во многом зависит от оптимального сочетания теоретических знаний и практических навыков, получаемых студентами в процессе обучения. Необходимо что бы профессия на работе соответствовала специальности получаемой в процессе обучения в ВУЗе.

Файлы: 1 файл

программа соц иссоедования - копия.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Социальные проблемы студентов, связанные с совмещением  учебы и работы

 

Актуальность  проблемы. Будущее страны определяется качественным потенциалом населения, в первую очередь его профессиональными и деловыми характеристиками. Основную роль в формировании этого потенциала играет система высшего профессионального образования.

Эффективность этой системы  во многом зависит от оптимального сочетания теоретических знаний и практических навыков, получаемых студентами в процессе обучения. Необходимо что бы профессия на работе соответствовала специальности получаемой в процессе обучения в ВУЗе.

 

Проблемы исследования.

Общая. Социальная проблема, связанная с самим фактом работы студентов и с тем, что большая часть работает в отраслях, далеких от основной профессии.

Частные.

1) занятость, отвлекая  студентов от процесса учебы,  может понижать их успеваемость  и уровень подготовки, что в  конечном итоге скажется на  интеллектуальном потенциале общества. Чрезмерная нагрузка может отрицательно  сказаться на здоровье студентов.

2) массовая занятость требует совершенствования учебного процесса, поскольку студенты на работе сталкиваются с массой вопросов, ответы на которые они не всегда находят в учебных курсах.

3) далеко не у всех студентов их подработка совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с низкой ориентацией части студентов на специальность, а так же с тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место работы. Любой вуз заинтересован в том, чтобы сократить разрыв между желанием и возможностями студентов. Если нельзя избежать подработки в процессе учебы, то студенты должны иметь возможность работать по специальности.

 

Степень изученности  проблемы.

Возможность совмещения обучения в вузе с работой на производстве в советские времена реализовалась в основном через обучение на вечерних и заочных отделениях вузов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению доли вечернего и заочного обучения. Однако одновременно резко увеличилась доля студентов очного отделения, совмещающих работу и учебу. Это вызвано целым рядом факторов, главные среди которых:

• Расширение практики платного образования;

• Резкое уменьшение относительной величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию;

 • Уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с резким сокращением реальных доходов большинства семей

На сегодняшний день поиск работы в студенческие годы стал повсеместным явлением. Большинство студентов стремятся найти заработок по специальности, с тем, чтобы не только совершенствовать свои профессиональные навыки, но и обеспечить себе работу по окончании вуза.

Из материалов социологических  исследований известно, что установки  студентов и их поведение на рынке  труда заметно различается в  разных регионах России (Общероссийский мониторинг «Временная занятость учащихся учреждений высшего профессионального  образования»). Так  самая высокая доля работавших студентов на момент проведения опроса (38%) отмечена в «столицах» , а наименьшая отмечена в провинциальных городах. Утверждают, это связано с тем, что наиболее высокий доход от занятости получают студенты, обучающиеся в Москве и Санкт-Петербурге, далее следуют студенты, обучающиеся в мегаполисов, самый же низкий заработок имеют студенты из вузов малых и средних городов.

Известно, что студенты различных специальностей оказываются в совершенно разных ситуациях на рынке труда . Так за последние 10 лет студенты экономических специальностей оказывались в более выгодном положении, чем студенты технической направленности.

Очень интересным фактом стало  – «По мнению большинства наших  экспертов, и мужчины и женщины  в студенческие годы одинаково вовлечены  в процессы временной занятости, хотя 30% опрошенных считают, что подработка в большей степени характерна для студентов мужского пола (сторонников  прямо противоположного утверждения  – в 6 раз меньше).» (Общероссийский мониторинг «Временная занятость учащихся учреждений высшего профессионального  образования»).

Поэтому в данном исследовании предполагается выявить ориентации и поведение в сфере занятости  студенток менеджеров Тверского Государственного технического Университета.

 

 

Определение предмета и объекта исследования

Предметом исследования является отношение студенток к поиску места работы, совпадающего со специальностью, получаемой в вузе

Объект исследования – студентки, обучающиеся по специальности «Менеджмент» в ТГтУ, на очной форме обучения.

Эти ограничения вызваны  следующими соображениями:

  1. выбор в пользу студенток связан с тем, что по данным Общероссийского мониторинга выявлено, что занятость во время учебы характерная для мужского пола. Хотелось бы узнать так ли это на самом деле и много ли студенток имеют работу (по специальности или не по специальности).
  2. выбор в пользу очной формы обучения и специальности «менеджмент» сокращает выборку. А так же интерес данного исследования обращен именно на «очников» так как у «заочников» будут иные проблемы связанные с работой. У студентов технических и экономических специальностей, так же разная специфика и разное положение на рынке труда.
  3. выбран тверской ВУЗ ТГтУ, так как на основе данного учебного заведения проводится исследование.

 

Определение цели и задач исследования

Цель исследования. Выявить уровень соответствия занятости с профессиональной подготовкой, а так же узнать отношение студенток к поиску места работы.

Задачи исследования.

  1. Выявить характеристики успеваемости (работающих студенток) за последнюю сессию.
  2. Выявить основные мотивы поиска работы студентками в частности определить влияние мотивов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
  3. Охарактеризовать влияние других людей на выбор места работы.
  4. Выявить различия в ориентациях подработки(работы) между студентками разных курсов.
  5. Определить факторы, влияющие на установки(мативы) и активность студенток на рынке труда.

 

 

 

 

Интерпретация основных понятий

 

Семантическая операционализация

Студенты - учащиеся высшего учебного заведения.

Работа (труд)  - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Очная форма обучения - одна из основных форм обучения в вузе, которая предполагает обязательное посещение аудиторных занятий (лекций, практических занятий, лабораторных работ), проводящихся по расписанию шестидневной учебной недели, преимущественно днем.

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Отношение – взгляд на что-либо, мнение о чем-либо.

Ориентация – определение места и направления деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенты

Структурная операционализация

-влияние других людей:

друзья

родители

родственники

одногруппники

знакомые

преподаватели

- ориентация:

ориентированность на получение  профессиональных навыков

ориентированность на получение  денег

-успеваемость

Характеристики успеваемости. Учатся:

«хорошо»

«отлично»

«удовлетворительно»

«хорошо» и «отлично»

«хорошо» и «удовлетворительно»

«хорошо», «отлично» и  «удовлетворительно»

-курс

-пол

-возраст

- тяжелое материальное положение:

живут трудно, приходится на всем экономить (прожиточный минимум)

живут очень бедно, еле  сводят концы с концами (ниже прожиточного минимума)

Факторная операционализация

Факторы, влияющие на отношение к поиску места работы.

По степени активности на рынке труда:

- активны

- не активны

По мотивам(установкам) поиска места работы:

- улучшить свое благосостояние

- получить профессиональнее навыки

- тяжелое материальное положение семьи

- необходимость получения строго определенной суммы денежных средств за определенный период времени

- избыток свободного времени

- стремление быть независимым в финансовом плане от родителей

По социально-демографическим  факторам:

-возраст

-курс

-место жительства

 

 

Выдвижение гипотез

Основные гипотезы

1)Работающие студентки в подавляющем большинстве справляются с двойной нагрузкой (совмещение учебы и работы).

2)Основные мотивы при  поиске работы – получение  профессиональных навыков и получение  материальных благ слабо связаны  друг с другом.

3)Чем сильнее влияние родителей на выбор работы, тем выше вероятность того, что работа студентки будет совпадать со специальностью.

4) Чем старше курс, тем выше профессиональная ориентация при устройстве на работу.

5) У иногородних студенток выше активность к поиску работы, нежели чем у тверских.

Дополнительные  гипотезы

1)У студенток , для которых мнение родителей при выборе работы является авторитетным, выше профессиональная ориентация при трудоустройстве (Задача 3)

2) Среди студенток, имеющих родственников и знакомых в профессиональных отраслях, заметно выше доля занятых по специальности.(Задача 3)

3)Среди тех, у кого  профессиональные ориентации являются  важным мотивом при устройстве  на работу, выше и процент тех,  кто работает по специальности  (задача 2)

 

 

 

 

 

 

Выбор метода исследования

Опросный метод – анкетирование.

Анкетирование – метод  сбора первичной информации, заключающийся  в составлении анкет и проведении опроса.

Достоинства:

- массовость – позволяет  в максимально короткие сроки  опрашивать большие совокупности  людей

-получение первичной  информации о мнениях людей, мотивах их поведения, оценках социальных явлений, состояниях общественного, группового сознания

- широта охвата различных  областей социальной практики

- возможность проведения  повторных исследований по одному  и тому же вопросу для выявления  динамики

- отсутствие влияния интервьюера  на респондента

Недостатки:

- возможное искажение  информации в связи с особенностями  отражения различных сторон общественной  практики в сознании людей

- отсутствие личного контакта  с респондентом: нет возможности  снять дополнительную информацию 

-ресурсы, затраченные  на подготовку интервьюеров

- относительная дороговизна  и трудоемкость

- изучаются мнения людей,  а они очень изменчивы

- огромную роль играет  грамотность составления анкеты

 

Выборка

Будут опрошены 30 студенток  ТГТУ, очной формы обучения по специальности «менеджмент», учащиеся на II, III и IV курсах.

Эти ограничения вызваны  следующими соображениями:

  1. выбор в пользу студенток связан с тем, что по данным Общероссийского мониторинга выявлено, что занятость во время учебы характерная для мужского пола. Хотелось бы узнать так ли это на самом деле и много ли студенток имеют работу (по специальности или не по специальности).
  2. выбор в пользу очной формы обучения и специальности «менеджмент» сокращает выборку. А так же интерес данного исследования обращен именно на «очников» так как у «заочников» будут иные проблемы связанные с работой. У студентов технических и экономических специальностей, так же разная специфика и разное положение на рынке труда.
  3. выбран тверской ВУЗ ТГтУ, так как на основе данного учебного заведения проводится исследование.

Информация о работе Социальные проблемы студентов, связанные с совмещением учебы и работы