Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:00, доклад
В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры.
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.
Социальные программы — один из видов программ, классификация которых дана в таблице 8. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.
В процессе управления возникают
ситуации, когда то или иное направление
деятельности необходимо выделить особо.
Тогда оно приобретает форму
целевой программы, которая «вписывается»
в существующую оргструктуру управления
или для ее реализации создается
специальная структура или
Понятие социальной политики и социальной программы[править | править исходный текст]
Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.
Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:
формулирование проблемы и способов ее решения,
анализ внешней среды,
составление проекта программы,
внедрение (принятие мер программы),
получение результатов,
сопоставление цель-результат
Мониторинг программы на всех этапах цикла – важное условие успеха программы, представляющий собой своего рода сопровождающее оценивание (on-going evaluation). Основное предназначение мониторинга – давать информацию для принятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Но для ответа на вопрос «Почему произошло так или иначе?» или «Что теперь?» недостаточно повседневно отслеживать ситуацию – в данном случае целесообразно агрегировать информацию и более глубоко проанализировать данные. Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы. Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др.
Перед тем как проводить оценку программы должен быть определен ряд вопросов (evaluation questions), на которые планируется получить ответ:
каковы фактические результаты?
основные достижения программы?
есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению?
Таким образом, обеспечивается
информативность и высокая
Как правило, государственные программы имеют комплексный характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как самой программы, так и системы оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Таким образом, индикаторы результативности также должны быть структурированы по трем направлениям.
Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые индикаторы или способы сбора информации в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Социальная политика Российской Федерации[править | править исходный текст]
В Российской Федерации уже
несколько лет осуществляется последовательная
реформа социальной сферы, нацеленная
на улучшение качества социальных услуг
населению и более эффективное
использование бюджетных
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:
сохранение культурного наследия России,
формирование единого
культурного пространства, создание
условий для обеспечения
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.
Программа направлена на решение
важного блока задач. Изучение такого
влияния и разработка методики, оценивающей
экономическую эффективность
оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий
оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов
Основу финансирования данной
Программы составляют средства федерального
бюджета (85 процентов общего объема
финансирования). Для обеспечения
контроля и анализа хода реализации
Программы были сформированы показатели
эффективности выполнения мероприятий
Программы, в дальнейшем в процессе
ежеквартально отчитывается о ходе
выполнения Программы по согласованным
показателям перед
Доля национальных процентов фильмов в общем объеме проката
Доля объектов процентов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения
Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда
Средняя экземпляров
Увеличение процентов количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом
Доля процентов
Увеличение процентов количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.
Доля новых процентов произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств
Увеличение процентов количества участников культурно досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом
Увеличение экземпляров количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек)
Технологии оценивания социальных программ[править | править исходный текст]
На настоящий момент сформирована своего рода модель (шаблон) процесса оценивания социальных программ/политик; оценка социальных проектов как социальная технология. Данные технологии включают в себя особые требования к экспертам-оценщикам, также выделяют определенные характеристики данной социальной технологии, при этом применяется этапный подход, разделяющий работу эксперта на три части.
Требования к экспертам:
Способность к анализу
Способность к недирективному поведению
Способность к подготовке отчетности
Устойчивость к манипулированию
Особенности технологии:
Совмещение элементов мониторинга, оценки и аудита
Возможность обработки результатов работы экспертов программными способами
Три этапа в работе эксперта:
подготовительный этап (ознакомление с утвержденной проектной заявкой, планом программы, подготовка вопросов, вызванных со спецификой проекта, определение сроков проведения оценки, выбор форм и методов, установление контактов с исполнителями проекта, ознакомление с отчетностью по проекту, техническая подготовка материалов);
проведение собственно оценки;
подготовка экспертного отчета (оценочного заключения)
Проблемы в оценке социальных программ[править | править исходный текст]
Оценивать социальных программу можно при наличии заранее разработанных индикаторов и общих стандартов (например, минимальные стандарты социальных услуг). К сожалению, пока такие стандарты не разработаны детально и в полной мере, в том числе и в России.
Жесткая регламентация деятельности,
принцип распределения
Данные оценки могут не использоваться при принятии решений, если: - меняется политика или стратегия пользователя; вопросы оценки перестают представлять интерес; отсутствие или потеря четкого целеполагания у пользователя; данные не находят своего места; отношение к мониторингу и оценке как к "образцово-показательному смотру"; реальное отсутствие потребности в улучшениях.
Данные оценки могут использоваться неверно, потому что игнорирование других факторов, находящихся за пределами вопросов мониторинга или оценки, может привести к нерезультативной и неэффективной реализации программы.
Программа Progresa «Образование, Здоровье и Питание»[править | править исходный текст]
Страна: Мексика
Внешняя оценка воздействия:
International Food Policy Research Institute Международный
Научно-исследовательский
Цель: борьба с бедностью путем вложения денежных трансфертов в развитие человеческого капитала, увеличение семейных инвестиции в человеческий капитал, в понятие которого включаются образование, здоровье и питание.
Дата начала реализации: 1997 год
Финансирование: 46.5 процентов ежегодного федерального государственного бюджета, который правительство выделяет на борьбу с бедностью
Адресаты: бедные домашние хозяйства, проживающие в маргинальных сельских сообществах, с 2001 года и городские сообщества
Новшество программы Progresa: факт,
что она объединяет три различных
компонента, то есть, образование, здоровье,
и питание в одной программе.
Под компонентом образования Progresa
в настоящее время обеспечивает
денежные образовательные гранты для
каждого ребенка моложе двадцати
двух лет, записанного в школе
между третьим классом
Получение выгод зависит от выполнения определенных обязательств получающей семьи.
Как происходит отбор участников
программы: Бедность домохозяйства
определяется не только по уровню дохода,
но и на основе других характеристик,
таких как уровень комфортности
жилья, отношения зависимости, наличие
товаров длительного
Размер трансферта: Начальная
школа: в зависимости от класса,US$8-17
на ребёнка в месяц для
Почему бедные семьи не вкладывают "достаточно" в человеческий капитал: ответ Progresa - эти семьи могут знать о выгодах инвестиций в человеческий капитал, но не могут позволить себе вкладывать капитал так много как бы они хотели.