Социальные программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:00, доклад

Описание работы

В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Программа.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

Программа — это разрабатываемый  и реализуемый комплекс задач  и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.

Социальные программы  — один из видов программ, классификация  которых дана в таблице 8. Каждый признак отражает ту или иную сторону  программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать  как разновидность проектов.

В процессе управления возникают  ситуации, когда то или иное направление  деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму  целевой программы, которая «вписывается»  в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается  специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа  и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо  работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезн

Понятие социальной политики и социальной программы[править | править  исходный текст]

 

Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ. Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или  иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический  эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан  и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и  т.д.

Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

формулирование проблемы и способов ее решения,

анализ внешней среды,

составление проекта программы,

внедрение (принятие мер программы),

получение результатов,

сопоставление цель-результат

Мониторинг программы  на всех этапах цикла – важное условие  успеха программы, представляющий собой  своего рода сопровождающее оценивание (on-going evaluation). Основное предназначение мониторинга – давать информацию для принятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Но для  ответа на вопрос «Почему произошло  так или иначе?» или «Что теперь?»  недостаточно повседневно отслеживать  ситуацию – в данном случае целесообразно  агрегировать информацию и более  глубоко проанализировать данные. Для  получения вывода о результативности и эффективности социальной программы  необходимо оценить ее воздействие  по разным критериям-индикаторам: в  качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы. Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др.

Перед тем как проводить  оценку программы должен быть определен  ряд вопросов (evaluation questions), на которые  планируется получить ответ:

каковы фактические результаты?

основные достижения программы?

есть ли перспективы продолжения  работы по данному направлению?

Таким образом, обеспечивается информативность и высокая степень  значимости результатов оценивания (их востребованность в будущем).

Как правило, государственные  программы имеют комплексный  характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как  самой программы, так и системы  оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Таким  образом, индикаторы результативности также должны быть структурированы  по трем направлениям.

Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости  предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые  индикаторы или способы сбора  информации в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Социальная политика Российской Федерации[править | править исходный текст]

 

В Российской Федерации уже  несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг  населению и более эффективное  использование бюджетных средств  через реформирование всего социального  блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

Программа "Жилище" на 2002-2010 годы

Программа "Экономическое  и социальное развитие коренных малочисленных  народов Севера до 2008 года"

Программа "Социальное развитие села до 2012 года"

Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

Программа "Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы"

Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми  заболеваниями на 2007-2011 годы"

Программа "Социально-экономическое  и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Механизмы оценки большинства  из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу  по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство  разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

Так, например, программа  «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:

сохранение культурного  наследия России,

формирование единого  культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям  и информационным ресурсам различных  групп граждан,

создание условий для  сохранения и развития культурного  потенциала нации, интеграции в мировой  культурный процесс,

обеспечение адаптации сферы  культуры к рыночным условиям

обеспечение условий для  художественного творчества и инновационной  деятельности и т.д.

Программа направлена на решение  важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей  экономическую эффективность Программы, которая состоит из:

оценку экономической  эффективности наиболее значимых мероприятий

оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов Российской Федерации

оценку эффективности  использования музейных, библиотечных и архивных фондов

Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения  контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий  Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным  показателям перед Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:

Доля национальных процентов  фильмов в общем объеме проката

Доля объектов процентов  культурного наследия, находящихся  в удовлетворительном состоянии, в  общем количестве объектов культурного  наследия федерального значения

Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов  в общем количестве музейных предметов  основного фонда

Средняя экземпляров книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей

Увеличение процентов  количества посещений музеев по сравнению  с предыдущим годом

Доля процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории

Увеличение процентов  количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных  и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.

Доля новых процентов  произведений профессионального искусства  в общем репертуаре организаций  исполнительских искусств

Увеличение процентов  количества участников культурно досуговых  мероприятий по сравнению с предыдущим годом

Увеличение экземпляров  количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек)

Технологии оценивания социальных программ[править | править исходный текст]

 

На настоящий момент сформирована своего рода модель (шаблон) процесса оценивания социальных программ/политик; оценка социальных проектов как социальная технология. Данные технологии включают в себя особые требования к экспертам-оценщикам, также выделяют определенные характеристики данной социальной технологии, при  этом применяется этапный подход, разделяющий работу эксперта на три  части.

Требования к экспертам:

Способность к анализу

Способность к недирективному поведению

Способность к подготовке отчетности

Устойчивость к манипулированию

Особенности технологии:

Совмещение элементов  мониторинга, оценки и аудита

Возможность обработки результатов  работы экспертов программными способами

Три этапа в работе эксперта:

подготовительный этап (ознакомление с утвержденной проектной заявкой, планом программы, подготовка вопросов, вызванных со спецификой проекта, определение  сроков проведения оценки, выбор форм и методов, установление контактов  с исполнителями проекта, ознакомление с отчетностью по проекту, техническая  подготовка материалов);

проведение собственно оценки;

подготовка экспертного  отчета (оценочного заключения)

Проблемы в оценке социальных программ[править | править исходный текст]

 

Оценивать социальных программу  можно при наличии заранее  разработанных индикаторов и  общих стандартов (например, минимальные  стандарты социальных услуг). К сожалению, пока такие стандарты не разработаны  детально и в полной мере, в том  числе и в России.

Жесткая регламентация деятельности, принцип распределения государственных  средств по статьям экономической  классификации сводит контроль над  исполнением бюджета к контролю над целевым (по видам расходов) использованием бюджетных средств и делает их расходование a priori не эффективным. Таким  образом, существующим бюджетным законодательством  проверка эффективности и результативности государственных и муниципальных  расходов не входит в обязанность  ни финансовых органов, ни главного распорядителя  бюджетных средств.

Данные оценки могут не использоваться при принятии решений, если: - меняется политика или стратегия  пользователя; вопросы оценки перестают  представлять интерес; отсутствие или  потеря четкого целеполагания у  пользователя; данные не находят своего места; отношение к мониторингу  и оценке как к "образцово-показательному смотру"; реальное отсутствие потребности  в улучшениях.

Данные оценки могут использоваться неверно, потому что игнорирование  других факторов, находящихся за пределами  вопросов мониторинга или оценки, может привести к нерезультативной и неэффективной реализации программы.

Программа Progresa «Образование, Здоровье и Питание»[править | править  исходный текст]

 

Страна: Мексика

Внешняя оценка воздействия: International Food Policy Research Institute Международный  Научно-исследовательский институт Питания - оценка прямых воздействий (образование, здоровье и питание), потенциальное  влияние индикаторов (детскую и  взрослую занятость, стиль потребления, женский статус и трансферты, обеспечение  посещаемости детьми образовательных  учреждений и регулярных медицинских  обследований и факт, что пособия  выдаются непосредственно женщине, как главе домашнего хозяйства).

Цель: борьба с бедностью  путем вложения денежных трансфертов  в развитие человеческого капитала, увеличение семейных инвестиции в человеческий капитал, в понятие которого включаются образование, здоровье и питание.

Дата начала реализации: 1997 год

Финансирование: 46.5 процентов  ежегодного федерального государственного бюджета, который правительство  выделяет на борьбу с бедностью

Адресаты: бедные домашние хозяйства, проживающие в маргинальных сельских сообществах, с 2001 года и городские  сообщества

Новшество программы Progresa: факт, что она объединяет три различных  компонента, то есть, образование, здоровье, и питание в одной программе. Под компонентом образования Progresa в настоящее время обеспечивает денежные образовательные гранты для  каждого ребенка моложе двадцати двух лет, записанного в школе  между третьим классом начальной  школы и третьим классом старшей  школы, здоровье, обеспечивает основы контроля за здоровьем для всех членов семьи, с особым акцентом на профилактически  меры. Эти услуги обеспечиваются государственными учреждениями здравоохранения в  Мексике. Третий компонент, питание, включает фиксированную денежную выплату  ежемесячно для улучшенного потребления  пищи.

Получение выгод зависит  от выполнения определенных обязательств получающей семьи.

Как происходит отбор участников программы: Бедность домохозяйства  определяется не только по уровню дохода, но и на основе других характеристик, таких как уровень комфортности жилья, отношения зависимости, наличие  товаров длительного потребления, животных, недвижимости и наличие  инвалидов среди членов домохозяйства.

Размер трансферта: Начальная  школа: в зависимости от класса,US$8-17 на ребёнка в месяц для приобретения учебных материалов. Средняя школа: в зависимости от класса и пола US$25-32 на ученика в месяц для  приобретения учебных материалов. Здравоохранение  и питание - Mex$125 (US$13) на домохозяйство  в месяц.

Почему бедные семьи не вкладывают "достаточно" в человеческий капитал: ответ Progresa - эти семьи могут  знать о выгодах инвестиций в  человеческий капитал, но не могут позволить  себе вкладывать капитал так много  как бы они хотели.

Информация о работе Социальные программы