Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:23, доклад
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества. Так же следует отметить такие регуляторы общественных отношений, как договор и мораль, которые так же участвуют во взаимодействии регуляторов, а так же политическую систему, которая выступает одновременно и в качестве регулятора, и в качестве среды, в которой производится регулирование.
Социальные
нормы общества в своем комплексе
нормативно регулируют все общественные
отношения и через
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.
Так же следует отметить такие регуляторы общественных отношений, как договор и мораль, которые так же участвуют во взаимодействии регуляторов, а так же политическую систему, которая выступает одновременно и в качестве регулятора, и в качестве среды, в которой производится регулирование.
Право.
Право, как и государство,
является продуктом общественного
развитая. Юридически оно оформляется
в государственно-
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.
В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.
Договор
Договор — это соглашение сторон об установлении, изменении и прекращении их прав и обязанностей. Он характеризуется следующими признаками: а) свободное волеизъявление сторон, б) согласие сторон по всем существенным аспектам договора, в) равенство сторон в договорных отношениях, г) юридические гарантии исполнения договоров, д) возмездный (по общему правилу) характер действий сторон в решении предусмотренных задач, е) взаимная ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств.
По предмету регулирования договоры можно, в частности, классифицировать на возмездные и безвозмездные, по субъекту и сфере применения — на договоры хозяйственные (поставки, подряд, на производство и передачу научно-технической и иной творческой продукции (авторские, лицензионные и др.)1, арендные, кредитные, в области труда (трудовой договор, подготовка кадров, коллективный договор и др.), межгосударственные (внутри федерации, с иностранными государствами), управленческие (между правительством и местным Советом, министерством и предприятием), общественные (между жителями республик, городов и др.). При всей условности данная классификация свидетельствует о динамичности договорной системы и позволяет вести речь о ее гибком соотношении с правовой системой.
Мораль
Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный
или аморальный поступок, индивид
редко задумывается об «обществе
в целом». Но в моральных установлениях
как готовых шаблонах поведения
общественные интересы уже предусмотрены.
Конечно, не следует думать, что эти
интересы кем-то сознательно просчитываются
и затем оформляются в
Моральные требования к индивиду
в нравственном сознании принимают
самые разнообразные формы: это
могут быть прямые нормы поведения
(«не лги», «почитай старших» и т.
д.), различные моральные ценности
(справедливость, гуманизм, честность,
скромность и т. д.), ценностные ориентации,
а также морально-
Традиции и обычаи
Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.
Свою основную функцию
регулятора поведения людей в
различных сферах их общественной и
личной жизни норма традиции и
обычая выполняет, главным образом,
путем воздействия на эмоциональную
психологическую сторону
Политическая система
Политическая система общества не может функционировать без нормативных основ, определяющих правила, образцы, принципы ее деятельности. Ведущее место в них принадлежит нормативной системе государства — праву. Политические партии, различные общественные организации создают свою нормативную систему, которая находит отражение в их документах: программах, декларациях и т. д. Главную роль играют нормы правящих партий, так как они отражаются в решениях, принимаемых государственными органами. Формальную нормативную систему (право и др.) дополняет неформальная (обычаи, традиции), которая может оказывать существенное влияние, например, на способы проведения парламентских дебатов, методы разрешения конфликтных ситуаций и т. п.
Информация о работе Социальные регуляторы общественной жизни