Социальные системы и процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.

Файлы: 1 файл

Социальные системы и процессы.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Социальные системы  и процессы.

 

  1. Основные параметры, характеризующие социальную систему.

 

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

Структура –  обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы. 
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная  система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения  и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Социальная  система — сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных  индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями  и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе 2. Социальные системы различны по своим масштабам  и организационным формам (в качестве социальной системы, например, может  рассматриваться и отдельная  личность, и группы людей — общности, и социальные организации, и социум как глобальная метасистема).

Социальная  система может рассматриваться  в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

 

Почти одновременно с попытками  выявить общие закономерности и  принципы теории систем появляются и  первые их классификации.

На основе трудов Л. Берталанфи свою классификацию систем разработал К. Боулдинг . Предложенную первым трехуровневую классификацию, К. Боулдинг расширил до девяти уровней:

1. Уровень статической  структуры, примером которой может  служить груда камней.

2. Простая динамическая  система с полностью детерминированными  процессами. Такая система на 100% подчиняется законам классической  механики Ньютона, сюда можно  отнести любой механизм или,  например, планетную систему.

3. Уровень термостата  или системы управления. В отличие  от первых двух структура этой  системы впервые определяется  характером взаимосвязей между  частями.

4. Самосохраняющаяся структура, или уровень клетки. Именно этот уровень позволяет впервые использовать понятие «гомеостаз», т. е. устойчивое нелинейное равновесие системы, поддерживаемое внешним источником энергии.

5. «Генетически-общественный»  уровень растения. На этом уровне  мы наблюдаем цикличный процесс  воспроизводства структуры по  генетически оформленному коду.

6. Минимальный целенаправленный  уровень – уровень животных. Система  на данном уровне, кроме функциональных  значений элементов, получает  еще и общую функцию, оформляемую  как цель.

7. Интеллектуальная система  – человеческий уровень, коренное  отличие от всех предыдущих  – способность к рефлексии.

8. Социальная система,  которую К. Боулдинг ставит выше человека.

9. Трансцендентный уровень  (некий Абсолют).

  1. Структурно – функциональная устойчивость социальных систем.

 

Структурно-функциональный подход, представленный в работах Т. Парсонса и его учеников, позиционирует главные причины изменений в социальных системах. Это экзогенные факторы, связанные с необходимостью адаптации системы во внешней среде. Однако, рассматривая социальную систему в строго аналитическом смысле, Т. Парсонс под экзогенными изменениями понимал индивидуально-личностные изменения «поведенческих организмов» и изменения в культурных системах. 

Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами».

С точки зрения концепции  действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем.

Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.

Этот динамический аспект берет на себя функциональная часть  анализа. Функциональные категории, по словам Парсонса, имеют дело с упорядоченными способами приспособительного взаимодействия между установившимися образцами действия, образующими данную структуру, и данными свойствами окружающих систем.

На самом общем, безлично-абстрактном  уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:

1) тенденция социальной  системы к самосохранению и 

2) ее тенденция сохранять  определенные границы и постоянство  по отношению к среде (гомеостатистическое равновесие).

Действия системы в  среде, которая сама представляет собой  ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и равновесия системы. Организация видов деятельности внутри системы складывается в результате структурных реакций системы  на эти требования, выражающие ее связь  со средой. Поэтому в анализе взаимодействий социальной системы важно исследовать  область ее взаимообменов с другими  системами.

Различные элементы социальной системы, по Парсонсу, оказываются производными от условий социального действия и взаимодействия. Продвигаясь далее в связывании характеристик действия и социальных систем, Парсонс перечисляет пять пар универсальных дилемм, которые должен решить любой деятель, ориентируясь на других во всех социальных ситуациях. Он называет эти дилеммы типовыми, или «структурными, переменными». По его мнению, социальные системы можно охарактеризовать типом решения этих дилемм, который в них преобладает. Парсонс предполагает, что деятели должны решить дилеммы, как ориентироваться по отношению друг к другу, прежде чем начнется взаимодействие. Во-первых, деятель должен сделать выбор между эмоциональностью и эмоциональной нейтральностью, т. е. между непосредственностью и опосредованностью удовлетворения от достижения цели. Вторая дилемма — «специфичность» и «диффузность», т. е. выбор между построением отношений на каком-то специальном интересе (например, отношение «чиновник-клиент» или на неопределенном множестве общечеловеческих интересов (например, отношения в семье). Третья пара — «универсализм» и «партикуляризм»: следует ли рассматривать других в ситуации действия, исходя только из всеобщих специальных и формальных критериев или правил, независимо от прочих их характеристик, как, например, в правовой системе, или же брать их во всем богатстве черт как конкретную категорию людей. Четвертая дилемма — «достижительность» и «аскрипция», или «качество» против «представительства», т. е. выбор между ориентацией на действительную эффективность действий данного лица или же на ожидания и оценку его действий, обусловленных его статусом. Пятая дилемма — ориентация на себя или ориентация на коллектив по интересам, вовлеченным в действие.

 

  1. Самоорганизация и устойчивость функционирующей системы.

 

Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня.

В зависимости от подхода  к описанию самоорганизации в  определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.

Устойчивость — способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий.

  • В социологии также существует термин социальная устойчивость.

 

      1. Самоорганизация социальной системы в периуд качественных преобразований.
      2. Понятие открытость и самодостаточность.

 

По своей сути любая  система есть противостояние среде. Но в то же время эта самодостаточность относительна: среда организационно активна по отношению к системе, является для нее источником вещества и энергии. Каждая конкретная организация — следствие самой себя и всего окружающего мира. Поведение любой системы выражено отношением «система — среда»: либо активность проявляет система, изменяя среду, либо активность проявляет среда, провоцируя активность системы или консервируя ее. С одной стороны, общество является самовоспроизводящейся системой, способной расширять свою жизнедеятельность даже в определенной изоляции, то есть автономно. Т. Парсонс использует понятие «самодостаточность», рассматривая общество в качестве того типа социальной системы, которая достигает высшего уровня самодостаточности, создавая и воссоздавая все необходимые условия для своего существования. С другой стороны, общество — открытая система, существующая за счет обмена с окружающей средой (иными социальными системами) информацией, веществом, энергией.

Будучи искусственно изолированной  от внешней среды, социальная система  ведет себя по законам физических систем в термодинамике: диссипация (рассеивание) энергии сопровождается нарастанием энтропии (беспорядка) в системе. Отсутствие обратных связей внутри системы и по отношению  к внешней среде лишает источника  дополнительной энергии, приводит к  износу, упрощению, дезорганизации системы. Между социальными системами  обмен осуществляется в форме  целеустремленной деятельности людей, направленной на преобразование природы  и социальной среды и опирающейся  на материальную и духовную культуру предыдущих поколений.

Открытость — это создание и сохранение благоприятных условий жизнедеятельности людей, развитие обмена деятельностью и многое другое. В социальной философии этой проблеме, в частности, посвящена известная работа К. Поппера «Открытое общество и его враги». «Закрытому обществу» свойственно иррациональное санкционирование действия социальных институтов, авторитаризм, предопределенность кастового социального неравенства, коллективизм членов сообщества как органического единства (образ застывшего, закрытого для изменений). Открытое общество характеризуется демократизмом (интерес к нуждам бедных и угнетенных); терпимостью к мнениям других людей; гуманизмом и стремлением к политическому равенству; критическим рационализмом, позволяющим осуществлять «контроль разума» за принятием политических решений; индивидуальной ответственностью за социальные действия (образ становящегося, открытого изменениям)3. Если не ассоциировать данную характеристику исключительно с типом управления и власти в социальной системе, то можно сказать, что степень открытости/закрытости варьируется на разных этапах развития общества.

 

      1. Иерархичность и организационная пластичность.

 

Иерархичность – это принцип, определяющий древовидную структуру систем и зависимостью их подсистем и элементов от самой системы

В соответствии с этим принципом  любая система одновременно является надсистемой относительно входящих в нее более простых систем (подсистем) и подсистемой относительно другой, более сложной системы (надсистемы). Также система определяет предназначение своих подсистем и реализует  предназначение, определенное ее надсистемой

Иера́рхия — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативно подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления.

Организационная структура — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Общество — сложная  высокодифференцированная система, элементы которой качественно различны по своей природе и свойствам: непосредственно  индивиды, социальные институты, отношения. Структурирование социальной реальности — большая условность: социальная система виртуальна по своей природе, она пронизывает все сферы  человеческой жизнедеятельности, благодаря  чему одни и те же элементы в зависимости  от обстоятельств могут входить в различные субсистемы. Социальная система характеризуется сложным сочетанием различных уровней и звеньев организации. Иерархичность — так же, как и организационная пластичность системы, — является важным показателем меры ее организованности

Информация о работе Социальные системы и процессы