Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:02, контрольная работа
Любое общество всегда структурировано по многим признакам – национальным, социально-классовым, демографическим. Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
Введение
1.Социальная структура общества.
1.1 Социальная общность, характерные черты, виды.
1.2 Феномен толпы.
1.3 Социология малых групп.
2.Социальные статусы и роли
2.1 Разнообразие статусов
2.2 Виды социальных ролей
2.3 Основные характеристики социальной роли
2.4 Влияние социальной роли на развитие личности
Литература
Не смотря, но то, что толпы сильно различаются по характеру и поведе-нию, можно выделить их общие характерные черты:
1.Внушаемость Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2.Анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как единое целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;
3.Спонтанность. Люди, составляющие
толпу, имеют тенденцию к более
спонтанной манере поведения, чем
в обычных условиях. Как правило,
они не задумываются над
4.Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. например, при осуществлении актов вандализма футбольными болельщиками (порча кресел, битье стекол и т.д.) каждый из участников снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
Социология малых групп.
Анализ социальной структуры требует, чтобы в качестве изучаемой еди-ницы выступала элементарная частица общества, сосредотачивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала атрибутом всех видов социологических исследований.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г.М. Андреева отмечает, что: «Малая группа- группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В малой группе имеется непосредственный контакт («лицом к лицу») каждого с каждым, что служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней. например, студенческая группа, школьный класс, экипаж самолета.
Малая группа имеет отличительные признаки:
1. Ограниченное число членов группы, как правило, от 2 до 7 человек, верхний предел составляет 20 человек.
2.Члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимо-действуя в течение определенного времени.
3.Каждый из членов
группы взаимодействует со
4.Принадлежность к группе
побуждается надеждой найти в
ней удовлетворение личных
6.Члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований, но исходных форм всего две - диада и триада. Диада состоит из двух человек, например, пары влюбленных и характеризуется более интимными отношениями. Диатические отношения в большей степени располагают ее участников к развитию чувств по отношению друг к другу. Триада – активное взаимодействие трех человек. Для триады в меньшей степени характерны интимность и эмоциональность, в ней в большей степени развито разделение труда.
Лидером именуют члена группы, пользующегося авторитетом. Он не участвует в принятие решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
Если лидер в группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть не-сколько. Когда лидеров больше, чем один, группа распадается на подгруппы и их принято называть кликами. Следует учесть, что авторитетных лиц в группе может быть несколько, на них опирается лидер, навязывая группе свое решение. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Т.О., лидер – фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют ему власть и право принимать решение в интересах всей группы и делают это добровольно. Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы
(Г. Хаймен).
Существует разные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы.
Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т.д. Впервые термин «первичная группа» был введен в научный оборот Ч. Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальной структуры общества. изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей. особенно это касается подростков. В процессе социализации каждый человек определяет свое от-ношение к различным социальным группам. постепенно определяется круг социальных групп (малых и больших), по отношению, к которым данный индивид может сказать: «моя семья», «моя компания», «мой коллектив» и т.д. группы,. с которыми идентифицирует себя индивид называются ингруппами Группы, с которыми индивид себя не соотносит, называются аутгруппами. исторически это было особенно выражено во взаимоотношениях между родами: «свой-чужой». В современном обществе такие границы разумны, и все же человек не может жить, не ощущая своей «нужности» кому-либо. Попадая в новую обстановку, человек, в первую очередь стремится идентифицировать свои интересы с интересами окружающих людей, влиться в группу единомышленников.
Вторичная группа – это социальная группа, социальные коллективы, отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов и т.д.
Следует отметить, что малая группа может быть первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной.
В классификации малых групп также выделяют референтные группы. референтная группа (от лат.referens- сообщающий) – реальная или вообра-жаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценки. Американский социолог Г. Хаймен обнаружил, что определенная часть студенчества не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат… (семья, школа, группа в институте), тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые становятся для них образцом, примером для подражания. Входе исследований Г. Хаймен, что каждый человек включается сразу в несколько референтных групп, хотя и принадлежит к ним формально. В конце 20в. такая позиция приводила к разделению морали: дома и школе, на улице и во дворе. Ценности первичной социальной группы (семья, школа и т.п.) становились под сомнение, и дети все больше ориентировались в своих поступках не на советы родителей, а на героев художественных фильмов, рекламы, криминальных разборок. официальная мораль, если она не поддерживается реальными образцами поведения государственных руководителей всех рангов, родителей, не культивируется СМИ, вряд ли будет воспринята подрастающим поколением. Оно очень быстро отделяет форму от содержания и начинает пугать членов общества откровенной духовной пустотой.
Влияние социальных групп на развитие современного российского об-щества.
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформа-цию. В настоящее время существует несколько моделей социальной стратификации современного российского общества. Рассмотрим некоторые из них.
Отечественный социолог Н.М.Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:
1) «общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собст-венностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими со-стояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне;
2) «региональные и корпоративные
элиты, обладающие значительным
по российским масштабам
3) российский «верхний средний класс», имеющий собственность и до-ходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;
4) «аутсайдеры», характеризующиеся
низкой адаптацией и
5) «маргиналы», характеризующиеся
низкой адаптацией и
6) «российский динамический
средний класс», обладающий доходами,
обеспечивающими
7) «криминалитет», обладающий
высокой социальной активность
и адаптацией, но при этом вполне
рационально действующий
Учёный А.В.Дмитриев, взяв
в основу стратификации три
признака (размер доходов, уровень
образования и престиж), выделил
пять основных социальных
= административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;
= рабочий класс, который делится в свою очередь по отраслевым и квали-фикационным признакам;
= интеллигенция;
= «новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры;
= крестьянство.
Академик РАН Т.И.Заславская, на основе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение.
Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%) является «верхний слой». Он, по мнению Т.И.Заславской, выступает реальным субъек-том реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий. Следом за верхним идёт «средний слой». Он более многочисленный (20%) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих. Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную его часть составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), «полуинтелли-генция» (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие. Этот слой объединяет около 60% населения нашей страны, причём, по мнению Т.И.Заславской, невозможность реализовать свои жизненно важные цели тол-кает представителей данного слоя на выражение массового протеста. За базовым следует «нижний слой». Он представлен малоквалифицирован-ными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Для них характерен низкий деятельный потенциал, неспособность адапти-роваться к социальным условиям, их удельный вес в общей структуре населе-ния – 8%.
Последний слой в квалификации Т.И.Заславской получил название «соци-альное дно» (5%). В него входят преступные и полупреступные элементы (воры, бандиты, жулики, содержатели притонов, торговцы наркотиками, а также алкоголики, бродяги, бомжи и пр.). Надо отметить, что эта модель стратификации предложена на основании исследований только занятого населения, поэтому наполняемость вышеперечисленных слоёв может уточняться и изменяться с учетом семейного статуса значительной доли неработающих пенсионеров и инвалидов, которые, как известно, входят в слой малообеспеченных.
2.Социальные статусы и роли
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.