Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:45, реферат
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
Введение…………………………………………………………………………. 2
Социальные статусы и социальные роли личности…………………………………………………………………………………….…3
Социальный статус……………………………………………………………………………..........................3
Значение термина «статус»…………………………………………………………………….. 3
Виды статусов…………………………………………………………………………............... 4
Сравнение приобретённого и предписанного статуса……………………………………….. 5
Противоречивость статуса……………………………………………………………………... 6
Социальная роль…..……………………………………………………………........................7
Понятие социальной роли……………………………………………………………………… 7
Социальные роли и социальные институты…………………………………………………... 8
Характеристика социальной роли……………………………………………………………………………………………….9
Ролевое поведение и ролевые ожидания…………………………………………………….. 11
Виды ролей…………………………………………………………………………………….. 11
Ролевой конфликт………………………………………………………………………………13
Изменение набора ролей……………………………………………………………………… 13
Вывод…………………………………………………………………………… 15
Список литературы………………………………
Введение…………………………………………………………
Социальные статусы и
социальные роли личности…………………………………………………………
Социальный статус…………………………………
Значение
термина «статус»……………………………………
Виды статусов……………………………………………
Сравнение приобретённого
и предписанного статуса…………………
Противоречивость
статуса……………………………………………………………
Социальная роль…..………………………………
Понятие социальной
роли……………………………………………………………………
Социальные
роли и социальные институты…………………………………………………..
Характеристика
социальной роли……………………………………………………………………
Ролевое поведение
и ролевые ожидания………………………………
Виды ролей……………………………………………………
Ролевой конфликт…………………………………………………………
Изменение набора
ролей…………………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).
Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает людей, социальные
явления, социальные процессы, причинные
связи между социальными
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.
В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социальной роли и социального статуса.
Социальный статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Существует два основных значения термина «статус»:
Обычно у человека несколько
статусов, однако существует только один,
который действительно
Различают следующие виды статусов.
В рабовладельческих, феодальных, кастовых
обществах преобладают
Границу между предписанными и приобретёнными статусами точно установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с дарением звания дворянина в России). С другой стороны, статус, который обычно является приобретённым, может в определённом смысле передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда сын прокурора вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору). Как правило, приобретённый статус может не только приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписанный статус человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных трансформациях государственного строя).
Общество само устанавливает механизмы распределения статусов. Разграничение предписанных и приобретённых статусов указывает не столько на типы статусов, сколько на способы их распределения, один из которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают приобретённые и предписанные статусы и в каком соотношении они находятся, является важным показателем, характеризующим структуру общества, его тип.
Как соотношение предписанных и приобретённых статусов личности может быть рассмотрена социальная структура (одна из основных категорий социологического анализа общества).
Если человек обладает статусами, которые трудно согласовать между собой, говорят о противоречивости статуса. Дж. Лински предложил выделять четыре главных измерения статуса:
Противоречивость статуса
Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.
Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).
Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
Общество нуждается в том, чтобы определённые потребности были удовлетворены. Однако удовлетворение этих потребностей происходит не само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определённые обязанности были возложены на определённых людей и чтобы люди выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей, которые и представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей.
Распределение социальных ролей нередко
связано с объективными несоциальными
признаками. Например, ребёнок в
рамках семьи выступает как объект
заботы в силу своего возраста и
ограниченных возможностей; родители
могут выполнять
В то же время распределение ролей определяется и собственно социальными факторами. Так, ребёнок перестаёт быть ребёнком при достижении определённого возраста, а точнее, когда он научился заботиться о себе и отвечать за свои поступки. С точки зрения общества, полноценным его членом человек становится, лишь получив соответствующее образование. А потому он вынужден учиться на протяжении длительного времени и в течение учёбы находиться на иждивении у родителей. Следовательно, позиция человека в социальной структуре зависит не только от объективных факторов: она мотивирована внутренними нормами, регулирующими жизнь общества.
Можно указать и другие типичные роли, составляющие социальный институт: продавец, учитель, бизнесмен и т.п.
Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:
Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создаёт систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.
В то же время ролевые ожидания допускают некоторые колебания в ролевом поведении: главное, чтобы они не нарушали равновесия и, следовательно, не угрожали нормальному функционированию системы. Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является важным показателем особенностей общества. Нередко все допустимые варианты предписываются культурой, что создаёт некоторую свободу (или иллюзию свободы) для индивида.
Рассмотрим виды ролей.
С точки зрения социальной динамики можно отметить тот факт, что роль женщины в прошлом была гораздо жестче: в настоящее время диапазон допустимых с социальной точки зрения действий для женщин заметно расширился и больше не ограничивается пресловутыми четырьмя «К»: Kűche, Kinder, Kirche, Kleid (нем. – кухня, дети, церковь и платье).
Информация о работе Социальные статусы и социальные роли личности