Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 22:17, сочинение
Для того, что цельно рассматривать проблему социальных статусов и ролей, необходимо определиться с терминологией. Существует два общепринятых значения термина «статус». Первый был предложен Р. Линтоном. Он говорит о том, что социальный статус – это своего рода кирпич, важный элемент любой социальном системы. И эта система является совокупностью статусов, которые находятся в определенных соотношениях друг с другом. Второе значение термина «статус» дал М. Вебер. Он связывал понятие «статус» с представлениями об авторитете, чести и престиже.
Социальные статусы и социальные роли
Для того, что цельно рассматривать проблему социальных статусов и ролей, необходимо определиться с терминологией. Существует два общепринятых значения термина «статус». Первый был предложен Р. Линтоном. Он говорит о том, что социальный статус – это своего рода кирпич, важный элемент любой социальном системы. И эта система является совокупностью статусов, которые находятся в определенных соотношениях друг с другом. Второе значение термина «статус» дал М. Вебер. Он связывал понятие «статус» с представлениями об авторитете, чести и престиже. В данном случае это понятие ложится в основу стратификации общества (расслоения), которая основана на понятии класса. Обобщая, можно сказать, что социальный статус – это то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек. И если заглядывать дальше, то можно сказать, что положение человека в обществе обязывает его играть определенные роли, которые и называются социальными.
Каждый человек может иметь несколько статусов, но существенным, так сказать определяющим является один, чаще всего это занимаемая им должность. Например, банкир, дворник, повар. Сюда же можно отнести социальный статус студент, домохозяйка или безработный. Этот определяющий статус принято называть интегральным.
Каждый человек обладает множеством статусов. Например, мужчина, отец, муж, сын, повар, кредитный заемщик, водитель автомобиля, православный, турист и т.п. – это всё один и тот же человек. Этот список продолжать можно бесконечно. В любой момент жизни человек может приобретать и терять различные статусы. Человек может занимать противоположные статусы по отношению к разным людям. Например, для своих родителей он – сын, для своих детей – он родитель. Совокупность всех статусов называется статусным набором (данное понятие ввел Р. Мертон).
Различают социальные и личные статусы. Социальный статус определяет положение человека в обществе, в большой группе людей, например, религиозной, в профессиональном плане, по национальности. Личный статус приобретается или достигается в малой группе, например, душа компании, аутсайдер, лучший друг и т.п.
Как было замечено выше, социальные статусы могут быть достигнутыми или приобретенными. Приобретенные социальные статусы не зависят от воли человека. Такие статусы он получает по праву рождения, влияния различных экономических, политических и иных обстоятельств, которые не зависят от человека. Например, по праву рождения человек может быть сыном или дочерью, русским, православным, горожанином и т.п. В связи с экономическими и иными обстоятельствами – беженцем, безработным и т.п.
Достигнутые социальные статусы зависят от волеизъявления самого человека, от его стремлений и действий. Например, выбрана профессия, хобби, создание семьи и рождение детей – все это приводит к тому, что человек становится обладателем различных социальных статусов.
Статусы мужа, жены, крестного отца и матери — достигаемые, потому что их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, который обладает чертами приписываемого и достигаемого. Например, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.
Достигнутый и приобретенный статус влечет за собой следование определенным правилам поведения, которые приняты в том или ином обществе или окружении. Такой стиль поведения и есть социальная роль. Социальных ролей, как и статусов у одного и того же человека может быть множество. И чем лучше и быстрее человек лавирует в этом множестве и переключается с одной выбранной роли на другую, тем он успешнее зарекомендует себя в обществе. Ведь мало кто ведет себя на работе, так же как дома. Или разговаривает с начальником теми же словами, что и со своими детьми. Разные статусы диктуют разные модели поведения.
Социальные роли не могут существовать обособленно от других ролей. Например, социальная роль «подчиненного» без «начальника» не имеет никакого смысла, поскольку именно наличие роли «начальника» диктует правила поведения для роли «подчиненного», и то же самое наоборот.
Социальные роли усваиваются человеком в процессе социализации (формирования личности). Сначала ребёнок следит за окружающими, потом начинает им подражать, а впоследствии уже сам действует, опираясь на своё понимание ситуации и окружающую действительность. Чаще всего доминирующая социальная роли диктует правила поведения, и ребёнок ей следует, позже воспроизводя её на других. По мере того, как ребёнок взрослеет, он приобретает всё больше социальных ролей, поскольку круг его общения растет.
Статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры). Социальные роли делятся на институционализированные, например, институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены) и конвенциональные, которые принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Нормы культуры и ценности общества усваиваются именно через обучение социальным ролям. Редко какие роли являются общими для всех, чаще всего то, что приемлемо для одной роли, невозможно для другой. Например, человек поступает на государственную службу. Он усваивает правила и нормы поведения этой общности, приобщается к порядку ведения дел, характерному для статуса данной роли.
Тем самым, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий есть важнейший процесс обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.