Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:14, реферат
Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Поведение группы не складывается из суммы действий её членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. Когда люди собираются вместе, когда между ними образуются социальные связи, получается нечто новое по своим характеристикам.
Социальные связи и отношения, их
системообразующая роль………………………………………….3
Понятие социального действия и взаимодействия как выражение динамической характеристики социальной структуры…………………………………………………………..7
Основные теории социального взаимодействия………….........11
Список используемой литературы………………………………17
Межличностные взаимодействия
- это своего рода система поступков,
при помощи которых люди влияют друг
на друга. На этом уровне мы можем увидеть
субъектов взаимодействий (людей), их
действия по отношению к друг другу
(акты взаимодействия) и проводников
взаимодействий (язык, письменность, музыка,
средства массовой информации). Символы
(их можно отнести к духовным аспектам
взаимодействий), которые с одной
стороны, создают понятный для данного
объединения людей язык общения,
с другой - формируют некоторые
общепризнанные идеи в виде лозунгов,
идеалов, атрибутов власти. Символы
передают общие эмоции, информацию
или ощущение. При виде флага и
герба своей страны у людей
возникает представление о
Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов - выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.
Для взаимодействий групп
и общностей характерно то, что
в них могут вступать люди, непосредственно
не соприкасающиеся друг с другом,
не имеющие друг по отношению к
другу никаких субъективно
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.
Взаимодействия
осуществляются на разных
Формы социальных взаимодействий:
1. Сотрудничество (деловое партнёрство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами);
2. Соперничество (стремление сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория): 1) конкуренция; 2) конфликт.
3. Основные теории социального взаимодействия
Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования — микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп. Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, социальные институты.
Наиболее известные
теоретические концепции:
Эти четыре основные теории Н. Смелзер кратко суммирует в таблицу.
Концепция |
Автор |
Основная идея |
1. Социального обмена |
Джордж Хоуманс |
Люди взаимодействуют
друг с другом на основе своего опыта,
взвешивая возможные |
2. Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Герберт Блумер |
Поведение людей по отношению
друг к другу и предметам |
3. Управление впечатлениями |
Эрвин Гоффман |
Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления |
4. Психоаналитическая теория |
Зигмунд Фрейд |
На межличностное |
На повседневный вопрос:
"Как вы поживаете?" или "Как
дела?", большинство людей отвечают:
"Спасибо, отлично", даже если они
немного простужены или чем-то недовольны.
Это создает легкость и удобство
в общении. Люди чувствуют себя свободно
и понимают друг друга. Каждый из нас
проявляет определенное усилие для
получения вознаграждения, чтобы
удовлетворить свою потребность. Проще
говоря, каждый из нас стремится
уравновесить вознаграждения и затраты,
чтобы сделать наше общение устойчивым
и приятным. Подобные обменные взаимоотношения
постоянно имеют место в
Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он будет повторяться. Например, если мы играем в карты и после этого выигрываем, наверное, мы снова захотим поиграть. Если каждая наша игра заканчивается неудачей, вероятно, у нас пропадет интерес к этому занятию.
Если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человек стремится воссоздать эти условия. Например, если мы идем на рыбалку. Рыбная ловля бывает более успешна в тенистых заводях, чем в залитых солнцем местах, вероятно, мы будем стремиться ловить рыбу в тенистых уголках. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. Если рыбак знает место, где богатый улов, он будет готов пробраться сквозь заросли ежевики и даже вскарабкаться на скалы, чтобы достичь этого места. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. Например, играя в карты, мы подряд выигрываем несколько раз, вероятно, уже в десятой партии мы будем меньше увлечены игрой, чем в первый. Хоуманс применяет эти принципы на все виды взаимодействия людей, таким образом можно анализировать даже его сложные виды: отношения власти, переговорный процесс и т.д.
Другая важная теория была предложена Джорджем Гербертом Мидом, он отрицал, что поведение людей является пассивной реакцией на вознаграждение и наказание. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, сформированное на коммуникации. Он считал, что люди реагируют не только на поступки людей, но и на их намерения. Например, когда ваш знакомый человек подмигивает, вас заинтересует, что он подразумевает. Может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-то поведение, а может даже быть, что у него просто такой нервный тик. По мнению Мида, люди разгадывают намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.
Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. По мнению Мида, более важную роль играет значимый жест. В этом случае человек не реагирует автоматически на воздействия извне. Он разгадывает значение поступка, прежде чем ответить на него. Например, когда два мальчика дерутся и один из них замахивается на другого, второй стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е. совершает при этом незначимое действие. Рассмотрим другой пример, два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Боксер, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал удар противника как ложный удар. Вместо этого, воспользовавшись ситуацией, он может сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением поступков и намерений.
Такой процесс кажется
сложным, но он проявляется почти
во всех наших взаимодействиях с
другими людьми. Мы способны на это,
потому что нас с детства учат
придавать значение предметам, действиям
и событиям. Когда человек придает
значение чему-либо, оно становится
символом, т.е. понятие, действие или
предмет символизируют или
Эрвин Гоффман в социальном взаимодействии отводит важную роль такому виду управления впечатлениями. Он считает, что сами люди создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя как декорации окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Например, это особенно ярко проявляется во время предвыборных кампаний. Человек стремится обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или наоборот - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую человек ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Это регулирование осуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими, т.е. он действует так, чтобы производить на других людей необходимое ему впечатление. Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить другим, что без них никакое мероприятие не состоится.
Теория межличностного общения
Зигмунда Фрейда основана на убеждении,
что в процессе взаимодействия людей
отражается их детский опыт. Согласно
теории Фрейда, в различных жизненных
ситуациях мы применяем понятия,
усвоенные в раннем детстве. Фрейд
считал, что люди образуют социальные
группы и остаются там потому, что
испытывают чувство преданности
и покорности лидерам групп. По мнению
Фрейда, это объясняется не каким-то
особым качеством лидера, а вернее
тем, что люди отождествляют их могущественными,
богоподобными личностями, которых
в детстве олицетворяли отцы. В
таких ситуациях человек
Регрессия проходит главным
образом в ситуациях, когда взаимодействие
является неформальным или неорганизованным.
Томас Коттл исследовал некоторые группы,
образовавшиеся в Гарвардском университете.
Они состояли из студентов мужского и
женского пола в возрасте от 18 до 22 лет,
их возглавляли аспиранты или члены профессорско-
Список используемой литературы
Информация о работе Социальные связи, действия и взаимодействия