Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:03, реферат
Социальное действие (включая невмешательство) может быть ориентировано, согласно М. Веберу, на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или защитой от грядущей опасности в будущем. Другие могут быть отдельными лицами, знакомыми или совершенно незнакомыми людьми.
Социальные связи, действия и взаимодействия.
Социальное действие. Если взглянуть на нашу жизнь
сверху, как бы с высоты птичьего полета
перед нами откроется картина, напоминающая
муравейник: одни куда-то спешат, другие
трудятся, третьи ждут, стоят в очереди
и т.д. Все что-то делают, суетятся, постоянно
входят в различные контакты и т.д. Что
же является тем исходным элементом, своеобразным,
далее неделимым атомом этой живой социальной
реальности? Социальное действие. В нем,
как в зародыше содержатся все основные
черты, противоречия, движущие силы, характерные
для социальной действительности. Неслучайно
выдающиеся классики социологии – М. Вебер
и Т. Парсонс, несмотря на различия в подходах,
уделили первоочередное внимание в своих
социологических доктринах именно действию
(М. Вебер – социальному действию, Т. Парсонс
– единичному действию).
Социальное действие (включая невмешательство)
может быть ориентировано, согласно М.
Веберу, на прошлое, настоящее или ожидаемое
в будущем поведение других. Оно может
быть местью за прошлые обиды, защитой
от опасности в настоящем или защитой
от грядущей опасности в будущем. Другие
могут быть отдельными лицами, знакомыми
или совершенно незнакомыми людьми.
Социальное действие должно быть ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно действие социальное. Характерен в этом отношении следующий пример. Случайное столкновение велосипедистов может быть не более, чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.
Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взамодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.
В социологии принято выделять следующие виды социальных действий: целерациональные, ценностно-рациональные, аффективное и традиционное.
М.Вебер в основание классификации социальных действий положил целерациональное действие, которое характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства наиболее эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.
Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально-понятой цели, действие по словам М.Вебера, всегда подчинено "заповедям" или требованиям, в повиновении которым данный человек видит долг. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; в разрешении противоречий между целью и ориентацией на другого он полностью полагается на принятые им ценности.
Существуют также аффективное и традиционное действия. Аффективное действие иррационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность.
Таким образом, человеческое
действие тогда приобретает характер
социального действия, когда оно ориентировано
на других, когда оно предполагает прямое
или опосредованное взаимодействие с
другими людьми. Напомним, эта ориентация
может осуществляться как на конкретное
лицо, так и на группу знакомых, незнакомых
(поведение в автобусе); на сообщество,
членом котодрго он является (коллектив,
нация) или на все общество; может иметь
в виду как прошлое (месть), так и настоящее
или ожидаемое будущее (упреждающие действия).
Социальная связь. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение: "Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обществом". Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, что одни для него более значимы, другие – менее. Сбои, проблемы, конфликты водной системе отношений могут отразиться на всей жизни, а в другой – могут остаться не более, чем неприятным эпизодом.
Социальная связь
– это совокупность факторов, обусловливающих
совместную деятельность людей в конкретных
условиях места и времени, во имя достижения
конкретных целей.
Социальная связь может быть прямой и опосредованной,
Хозяйственные связи между соседними
заводами скорее всего будут носить опосредованный
характер, где главным регулятором выступят
деньги, хозяйственные законы и т.д. А связи
соседей будут прямыми.
Также связи могут быть устойчивыми или неустойчи
Социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие
– это процесс, в котором люди действуют
и испытывают воздействие друг на друга. Механизм
социального взаимодействия включает
индивидов, совершающих те или иные действия,
изменения в социальной общности или обществе
в целом, вызываемые этими действиями,
влияние этих перемен на других индивидов,
составляющих социальную общность и, наконец,
обратную реакцию индивидов.
Яркий пример взаимодействия – учебный
процесс. Каждый преподаватель, готовясь
к занятиям, подбирает методический материал
в соответствии с учетом интересов студентов.
Он мысленно прогнозирует их реакцию:
вызовут ли у них интерес те или иные вопросы,
примеры; анализируется и то, насколько
предложенный материал позволит глубже
освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия
студенты воспринимают материал в зависимости
от того, насколько они считают данную
науку важной для своей подготовки, насколько
логично, убедительно, доходчиво подается
материал. Одним интересно, они увлеченно
работают; другим – неинтересно, но они
не хотят осложнений и тоже записывают,
работают, третьим также неинтересно,
но они не считают нужным это скрывать.
Готовясь к новой встрече со студентами,
преподаватель корректирует программу
своих действий с учетом результатов предыдущего
занятия, углубляет одни разделы, облегчает
другие, уясняет для себя, какой стиль
взаимоотношений желательно избрать –
стоит ли усилить контроль за дисциплиной
или следует вызвать интерес, связав изучаемый
материал с профилем специальности студентов
...
В приведенном примере присутствует основной
элемент, характерная черта социального
взаимодействия: имеет место (по крайней
мере, требуется) глубокая и тесная координация
системы действий партнеров по вопросам,
ради которых между ними установлена связь.
Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействие на основе соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.
Итак, по всем предметам, значимым
для удовлетворения своих пот¬ребностей,
человек входит в глубокое, сопряжимое
взаимодействие с другими людьми, с обществом
в целом. Социальные связи представляют
таким образом множество взаимодействий,
состоящих из действий и ответных реакций.
В результате повторения того или иного
типа взаимо¬действия возникают разные
типы отношений между людьми.
Информация о работе Социальные связи, действия и взаимодействия