Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:18, контрольная работа
Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических направлений общественной и в особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента приобретения социологией статуса самостоятельной науки в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла в данный период философия, за ней следуют политическая экономия, наука о государстве и праве и история. В исторической науке по существу с момента ее возникновения развиваются элементы эмпирического исследования общественных явлений.
Представления об обществе, складывающиеся в этот период в рамках философии, а затем и прочих наук, обозначали по-своему начало новой общественно-экономической формации - капитализма - и представляли собой надстройку над экономическим базисом этой формации, которая по своим характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-экономической формации.
Непосредственно подготовившими
условия для появления
Представления об обществе,
складывающиеся в этот период в рамках
философии, а затем и прочих наук,
обозначали по-своему начало новой
общественно-экономической
Капиталистический способ производства,
который в данный период все больше
становится доминирующим, требовал упразднения
правового неравенства людей. Правовое
равенство и свобода всех граждан
становятся более или менее общим
политическим идеалом. Попытки найти
наиболее адекватный способ его реализации
приводят к возникновению многочисленных
теорий, рассматривающих отношение
между государством и индивидом
как свободным человеком. В то
же время предпринимаются также
усилия открыть как законы, господствующие
в хозяйственной жизни, так и
законы исторического развития общества
как целостности всех социальных
явлений. Как результат этих попыток
возникают разнообразные
Философия в XVII в. особенно сосредоточилась на изучении закономерностей развития общества. Подобная ее ориентация привела к возникновению философии истории как отдельной философской дисциплины, которую, учитывая ее предметную направленность, вполне можно считать непосредственной предтечей общей социологии. Философия истории возникает как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении развития общества в данный период. В это время европейское общество - в наиболее развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма к капитализму, что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра характерных для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В это же время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о народах дальних стран, их обычаях, об их образе жизни, отличном от европейского. Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют различия в образе жизни отдельных народов, почему разным народам присущ отличный от других общественный строй. Практически возник вопрос о движущих силах развития общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться к проблеме общества и попытаться объяснить его историю и закономерности развития.
Наука и общественная
мысль данной эпохи,
Автор социально-политической
концепции либерализма и
По его мнению, лишь народ
является полным носителем власти,
которой он передает лишь те права,
которые связаны с
Законодательная власть должна принадлежать лишь общенациональному представительскому органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение. Исполнительная власть должна принадлежать королю, который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц. Федеральная, или союзная, ведает вопросами войны, мира и отношений, с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров. Во избежание узурпации кем-нибудь всей полноты государственной власти Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия. Первое место он отводит законодательной власти как наивысшей в стране. Другие виды власти подчиняются ей, но и сами оказывают на нее значительное влияние. Да, король наделен правом роспуска парламента, может налагать вето на законы и тому подобное. По сути дела, Дж. Локк заложил основы механизма сдерживаний и противовесов разных ветвей власти, который после последующей теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран. Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав. Симпатии мыслителя склонялись к конституционной монархии, которая сформировалась в Англии после 1688 г. Для Дж. Локка было важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, добровольного согласия людей, охраняла их естественные права и свободы и заботилась о всеобщем благе.
Заслугой Дж. Локка является также обоснование им законности сопротивления народа власти, если она зарится на его естественные права и свободы.
Суверенитет народа он считал выше от суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решают положить конец своеволию правителей, которые нарушили общественный договор, то вооруженное народное восстание с целью повернуть государство на путь свободы и закона будет полностью правомерным.
Политическую власть Дж. Локк истолковывал как право людей создавать законы для регуляции и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности этих граждан.
Отсюда и мысль о том, что государство, политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей появляется потребность в создании государства. Утверждение Дж. Локка, что ни для одного человека, который живет в гражданском обществе, не могут быть исключений относительно выполнения законов этого общества, актуально и сегодня.
Локк также выдвинул идею о том, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, сформулировав два фундаментальных либеральных принципа: экономической воли как права на личное владение и пользование собственностью, и интеллектуальной воли, которая включает волю совести.
Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную волю и на частную собственность, которая появилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, в соответствии с которым они отказываются от своих властных полномочий в интересах правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял волю совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Однако ряд положений его учебы легли в основу идеологии американской и французской революций.
Классовый компромисс буржуазии
с дворянством, который вошел
в историю под названием "славной
революции" в 1688 г., становление в
Англии конституционной монархии также
нашли свое теоретическое обоснование
в политическом учении Локка. Оно
явилось самым полным проявлением
идеологии буржуазных революций, которая
составила основу классического
либерализма, как одного из основных
течений общественно-
Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, - спрашивал он, - от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. При оценке значения философии Локка Гегель говорит: «Выводить из наблюдения опыта у англичан издавна значит то же самое, что и философствовать». К. Маркс оценивает историческое значение Локка следующим образом: «Локк обосновал философию bon sens, здравого человеческого смысла, т. е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств». Обе эти оценки, хотя их авторы исходят из различных философских позиций, очень точно определяют основной характер философии Локка и его вклад в развитие философского и научного мышления Нового времени.
Информация о работе Социальные учения нового времени. Идеи Дж.Локка