Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:28, доклад
Структура социального института.
4. Социальные нормы и санкции.
5. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры.
2. Социальные институты формальные и неформальные.
Структура социального института.
4. Социальные нормы и санкции.
5. Общественное мнение как
Литература к теме 5.
Социология для технических
вузов. Серия «Учебники для
На прошлой лекции мы с вами рассмотрели понятие социальной структуры как основных элементов, объединяющих людей в социальные объединения, такие как классы, страты, социальные слои. Наряду с этими элементами, обществу присущи фактора, который объединяют эти элементы в неразрывное единство. Такими факторами считаются социальные институты.
1. Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры.
Для
поддержания общественного
Американский социолог Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности. Из этого определения ясно, что социальный институт подразумевает не какую-то конкретную социальную организация, а обозначает крупные группировки социальных ролей. Кроме того, из этого же определения следует, что в отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как для личности, так и для общества потребности. Итак -
Социальные институты
Более
того, возникновение социальных институтов
обусловлено объективной
Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм и установок, регулирующих какую-либо сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Социальным институтом называют также систему учреждений, в которых люди, обладающие полномочиями, выполняют определенные функции для удовлетворения общественных потребностей.
Каждый институт включает в себя определенную сферу деятельности;
-
группу лиц, уполномоченных
-организационные
нормы и принципы отношений
между официальными лицами (например,
руководитель-подчиненный,
-материальные средства, необходимые для решения поставленных задач (здания, оборудование и т. д.)
Но главное - каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т. е обеспечение реализации групповых или общественных потребностей, на которые и направлена деятельность института.
Например, институт высшей школы – главная его цел удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.
С развитием общества могут изменяться и общественные потребности, появляются новые институты, умирают старые, отжившие. Но какие потребности остаются постоянными? Очевидно, те, которые направлены на сохранение и развитие самого общества.
Давайте более внимательно рассмотрим это тип потребностей.
Фундаментальные социальные потребности
- в воспроизводстве
Общество
постоянно нуждается в
- в признании
Потребность в признании на уровне общества реализуется в потребности в безопасности и социальном порядке, так как именно эта общественная функция на протяжении всей истории человечества являлась одной их основополагающей и престижной для членов общества.
- в добывании средств к
Любое общество и любая культура создают свои способы и методы добывания таких средств – от простого собирательства и рыболовства до сложной производственно торговой экономической жизни. Для каждого этапа в обществе всегда существовали соответствующие институты.
- в передаче культуры
Именно культура является той реалией, которая отличает человеческое общество от сообщества животных. В культуре запечатлевается и передается опыт жизни поколений людей, в рамках культуры происходит социализация очередных поколений. Именно культура делает человеческое общество цивилизацией.
- в абсолюте (Боге).
Потребность в абсолюте олицетворяет духовные потребности человека. Ведь человек – единственное живое существо, которое волнуют проблемы смысла жизни, проблема добра и зла. Именно поиски решения этих проблем и составляют содержание духовных поисков человечества и общества.
В любых обществах существует пять основных социальных институтов, вызванных к жизни данными потребностями.
В разные исторические периоды эти институты принимали различный вид.
Институт семьи и брака
( от полигамной семьи в
Именно семья и брак позволяют упорядочить сексуальную жизнь общества и привести ее в нормальную для качества продолжения рода форму. На разных стадиях и семья, и брак видоизменялись в зависимости от потребностей общества. В родовом обществе существовала полигамная семья, где все мужчины рода были мужьями всех женщин рода – для сохранения единства племени. Члены других племен в брачные союзы не допускались. Однако такие отношения могли привести к деградации племени и со временем правило поменялось с точностью до наоборот. С появлением собственности семья становится моногамной – один муж и одна жена и многочисленные родственники. Собственность закреплялась в семье. Сегодня наиболее распростанена нуклеарная семья – муж, жена и их дети.
Институт политики
(связан с завоеванием и
Потребность в безопасности и социальном порядке – одна из насущнейших потребностей общества. Издавна эта потребность реализовывалась через институт политической власти, или управления общества. Уже в родовом строе существовал институт вождей – наиболее сильных и удачливых воинов, способных повести племя на защиту своих территорий и других членов племени. Наряду с ним существовал институт старейшин, которые советами помогали вождю. Институт политической власти наиболее видоизменился на протяжении истории и имеет больше всего различных форм. Монархия, деспотия, республика, демократия – все это своеобразные формы одного института – политики.
Институт экономики
(управляет хозяйственной
Институт экономики также не оставался неизменным. От примитивных распределительных отношений, направленных на выживание племени, через натуральное хозяйство и ремесленное производство, общество пришло к институту рыночного хозяйства. Современные экономические институты отличаются высокой сложностью и большим разнообразием
Институт культуры и социализации
(создание и распространение культуры, воспитание подрастающего поколения)
Функция
передачи культурного наследия и
исторического опыта также
Институт религии
(придание смысла обществу, оправдание формы общества и социальной структуры)
Как уже говорилось, поиски смысла жизни и оправдание определенных форм общества всегда принадлежали религии как способу духовного осмысления. В средние века монарх объявлялся наместником Бога на земле, чтобы оправдать абсолютную монархию, ибо в условиях феодальной вольницы только авторитет божественного промысла мог сохранить единство общественного устройства. В современном обществе авторитет религии падает, ей на смену приходят другие формы общественного сознания – философия, наука, но и по сей день религия как социальный институт не утратила своего значения в консолидации общества.
В современных развитых обществах добавляются также институты здравоохранения и науки, как реализация новых социальных потребностей.
Современное общество уделяет значительное внимание сохранению и поддержания здоровья своих членов, прежде всего с точки зрения гуманизма. А наука как социальный институт обеспечивает дальнейший научно-технический прогресс, делая жизнь общества более богатой и комфортной.
Кроме основных социальных институтов, которые носят универсальный характер, существуют институты неосновные.
Внутри главных социальных институтов как матрешки, скрываются неглавные или неосновные институты, представляющие обычаи, традиции, обряды или устоявшиеся формы взаимодействия людей. Эти устоявшиеся формы чаще всего существуют на протяжении определенного временного периода в обществе. Обычаи и традиции поддерживаются на уровне бытовой практики и обыденного общественного сознания. Причем очень часто люди даже и не задумываются над тем обычаями, которые исполняют. Например, корни обычая красить яйца на Пасху теряется для многих в веках и не носит сакрального смысла. Чаще всего такие неосновные институты осуществляются на уровне «Так принято».
Неосновные институты
– сложившиеся в конкретных обществах частные социальные практики.
Неосновные институты входят в состав основных.
Рассмотрим конкретнее некоторые неосновные социальные институты
Институт семьи и брака –
институт регистрации брака
институт расторжения брака
институт усыновления и др.
Институт политики –
институт президентской власти
институт выборов
институт монархии и др.
Институт экономики –
Институт оптовой и розничной торговли
Институт ценных бумаг
Институт налогов и др.
Институт культуры и социализации –
Институт образования
Институт дошкольного
Институт театров и др.
Институт религии –
Институт крещения
Институт обрезания
Институт монастырей и др.
Неосновные институты в
Итак, подводя итог рассмотрению сущности социального института, можно сказать, что социальный институт является устойчивой формой совместной деятельности.
Социальные институты в обществе подразделяются на формальные и неформальные.
2. Социальные институты формальные и неформальные.
Они различаются прежде всего по характеру организации. Деятельность формального института основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций, о которых речь пойдет далее.
Формальные институты опираются на соответствующую законодательную базу
Для функционирования государства существует законодательство, определяющее форму власти, структуру, задачи и функции лица, уполномоченного занимать место его главы, Конституция как основной закон государства. Этому законодательству подчиняются все граждане государства.
Суд
как социальный институт осуществляет
свою деятельность также на основе
законодательства. Его деятельность
фиксируется и регулируется нормами
права. Суд несет прежде контролирующую,
а затем уже карательную
Деятельность
армии как социального
Информация о работе Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры