Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:28, доклад

Описание работы

Структура социального института.
4. Социальные нормы и санкции.
5. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

Социальный институт как формализующий  фактор социальной структуры.

2.  Социальные институты формальные и неформальные.

Структура социального института.

4. Социальные нормы и санкции.

5. Общественное мнение как институт  гражданского общества.

Литература к теме 5.

Социология для технических  вузов. Серия «Учебники для технических  вузов». Ростов н/Д: Феникс, 2001. Социология. Учебное пособие для студентов вузов.(под ред. Проф. Елсукова А-Н.) – Минск: ТетраСистемс, 2000.

На  прошлой лекции мы с вами рассмотрели  понятие социальной структуры как  основных элементов, объединяющих людей  в социальные объединения, такие  как классы, страты, социальные слои. Наряду с этими элементами, обществу присущи фактора, который объединяют эти элементы в неразрывное единство. Такими факторами считаются социальные институты.

1.  Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры.

Для поддержания общественного порядка  и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в  целом существует система социального  контроля, важнейшей частью которой  являются социальные институты. Они  являются важнейшими составляющими  социальной структуры. Именно социальные институты позволяют раскрыть сущность общества.

Американский  социолог Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей  и статусов, предназначенных для  удовлетворения определенной потребности. Из этого определения ясно, что  социальный институт подразумевает  не какую-то конкретную социальную организация, а обозначает крупные группировки  социальных ролей. Кроме того, из этого  же определения следует, что в  отличие от социальной группы, в  которой взаимодействие людей служит удовлетворению разнообразных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и особенно важной как  для личности, так и для общества потребности. Итак -

Социальные институты формируются  на основе общественной потребности

Более того, возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании  в сферах социальных отношений и  социальной деятельности. Если мы рассмотрим социальную деятельность как совокупность индивидуальной деятельности отдельных  людей, то можем сделать вывод, что  потребности каждого отдельного индивида могут в значительной мере отличаться от потребностей другого, а  иногда и противоречить им. Каким  же образом возможно объединить людей  для достижений целей общественного  развития? Очевидно, только выработать какие-то общие правила и нормы  действий и взаимодействий, которые  устанавливали бы порядок взаимодействия и принимались бы всеми людьми. Действуя совместно, люди обнаруживают, что некоторые способы действия, процедуры, распределение ролей  наиболее эффективны для удовлетворения какой-либо общей для всех потребности, что и приводит к их повторению, закреплению, а впоследствии – и  к узакониванию. Такой процесс  происходит объективно, вне желаний  и настроений отдельных индивидов, а прежде всего в интересах  общества в целом. И конкретные люди принимают этот порядок осознанно  или неосознанно, так как именно он обеспечивает возможность их совместного  сосуществования. Такой порядок  и создает система общественных институтов.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм и установок, регулирующих какую-либо сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальным институтом называют также  систему учреждений, в которых  люди, обладающие полномочиями, выполняют  определенные функции для удовлетворения общественных потребностей.

Каждый  институт включает в себя определенную сферу деятельности;

- группу лиц, уполномоченных для  выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих  функций на основе установленных  прав и обязанностей;

-организационные  нормы и принципы отношений  между официальными лицами (например, руководитель-подчиненный, преподаватель-студент)

-материальные  средства, необходимые для решения  поставленных задач (здания, оборудование  и т. д.)

Но  главное - каждый более или менее  оформленный институт имеет свою цель, т. е обеспечение реализации групповых или общественных потребностей, на которые и направлена деятельность института.

Например, институт высшей школы – главная  его цел удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

С развитием общества могут изменяться и общественные потребности, появляются новые институты, умирают старые, отжившие. Но какие потребности остаются постоянными? Очевидно, те, которые  направлены на сохранение и развитие самого общества.

Давайте более внимательно рассмотрим это  тип потребностей.

Фундаментальные социальные потребности

- в воспроизводстве человеческого  рода

Общество  постоянно нуждается в пополнении своих членов и для появления  качественного потомства необходимо установить определенный порядок в  этом процессе, чтобы исключить вымирание  человечества. На разных стадиях развития общества существовали различные институты  для этой цели.

- в признании

Потребность в признании на уровне общества реализуется  в потребности в безопасности и социальном порядке, так как  именно эта общественная функция  на протяжении всей истории человечества являлась одной их основополагающей и престижной для членов общества.

- в добывании средств к существованию

Любое общество и любая культура создают  свои способы и методы добывания  таких средств – от простого собирательства и рыболовства до сложной производственно  торговой экономической жизни. Для  каждого этапа в обществе всегда существовали соответствующие институты.

- в передаче культуры

Именно  культура является той реалией, которая  отличает человеческое общество от сообщества животных. В культуре запечатлевается  и передается опыт жизни поколений  людей, в рамках культуры происходит социализация очередных поколений. Именно культура делает человеческое общество цивилизацией.

- в абсолюте (Боге).

Потребность в абсолюте олицетворяет духовные потребности  человека. Ведь человек – единственное живое существо, которое волнуют  проблемы смысла жизни, проблема добра  и зла. Именно поиски решения этих проблем и составляют содержание духовных поисков человечества и  общества.

В любых обществах существует пять основных социальных институтов, вызванных  к жизни данными потребностями.

В разные исторические периоды эти  институты принимали различный  вид.

Институт  семьи и брака

( от полигамной семьи в первобытном  обществе до современной нуклеарной  семьи)

Именно  семья и брак позволяют упорядочить  сексуальную жизнь общества и  привести ее в нормальную для качества продолжения рода форму. На разных стадиях  и семья, и брак видоизменялись в  зависимости от потребностей общества. В родовом обществе существовала полигамная семья, где все мужчины рода были мужьями всех женщин рода – для сохранения единства племени. Члены других племен в брачные союзы не допускались. Однако такие отношения могли привести к деградации племени и со временем правило поменялось с точностью до наоборот. С появлением собственности семья становится моногамной – один муж и одна жена и многочисленные родственники. Собственность закреплялась в семье. Сегодня наиболее распростанена нуклеарная семья – муж, жена и их дети.

Институт  политики

(связан с завоеванием и распределением  власти – от вождя в племени  до государства и политических  партий)

Потребность в безопасности и социальном порядке  – одна из насущнейших потребностей общества. Издавна эта потребность  реализовывалась через институт политической власти, или управления общества. Уже в родовом строе  существовал институт вождей – наиболее сильных и удачливых воинов, способных  повести племя на защиту своих  территорий и других членов племени. Наряду с ним существовал институт старейшин, которые советами помогали вождю. Институт политической власти наиболее видоизменился на протяжении истории  и имеет больше всего различных  форм. Монархия, деспотия, республика, демократия – все это своеобразные формы одного института – политики.

Институт  экономики

(управляет хозяйственной деятельностью,  производством и распределением  материальных благ)

Институт  экономики также не оставался  неизменным. От примитивных распределительных  отношений, направленных на выживание  племени, через натуральное хозяйство  и ремесленное производство, общество пришло к институту рыночного  хозяйства. Современные экономические  институты отличаются высокой сложностью и большим разнообразием

Институт  культуры и социализации

(создание и распространение  культуры, воспитание подрастающего  поколения)

Функция передачи культурного наследия и  исторического опыта также является сплачивающей общество. Устное народное творчество, письменные и материальные артефакты культуры призваны утвердить  и закрепить основные ценности, нормы  и правила человеческого общежития. Кроме того, к институтам культуры относятся также институты воспитания и социализации детей и молодежи, так как именно эти механизмы  обеспечивают преемственность поколений  и культуры через школьные учреждения, высшую школу, детские и молодежные организации.

Институт  религии

(придание смысла обществу, оправдание  формы общества и социальной  структуры)

Как уже говорилось, поиски смысла жизни  и оправдание определенных форм общества всегда принадлежали религии как  способу духовного осмысления. В  средние века монарх объявлялся наместником  Бога на земле, чтобы оправдать абсолютную монархию, ибо в условиях феодальной вольницы только авторитет божественного  промысла мог сохранить единство общественного устройства. В современном  обществе авторитет религии падает, ей на смену приходят другие формы  общественного сознания – философия, наука, но и по сей день религия  как социальный институт не утратила своего значения в консолидации общества.

В современных развитых обществах  добавляются также институты здравоохранения и науки, как реализация новых социальных потребностей.

Современное общество уделяет значительное внимание сохранению и поддержания здоровья своих членов, прежде всего с точки  зрения гуманизма. А наука как  социальный институт обеспечивает дальнейший научно-технический прогресс, делая  жизнь общества более богатой  и комфортной.

Кроме основных социальных институтов, которые носят универсальный  характер, существуют институты неосновные.

Внутри  главных социальных институтов как  матрешки, скрываются неглавные или  неосновные институты, представляющие обычаи, традиции, обряды или устоявшиеся  формы взаимодействия людей. Эти  устоявшиеся формы чаще всего  существуют на протяжении определенного  временного периода в обществе. Обычаи и традиции поддерживаются на уровне бытовой практики и обыденного общественного  сознания. Причем очень часто люди даже и не задумываются над тем  обычаями, которые исполняют. Например, корни обычая красить яйца на Пасху  теряется для многих в веках и  не носит сакрального смысла. Чаще всего такие неосновные институты  осуществляются на уровне «Так принято».

Неосновные институты

– сложившиеся в конкретных обществах  частные социальные практики.

Неосновные институты входят в  состав основных.

Рассмотрим  конкретнее некоторые неосновные социальные институты

Институт семьи и брака –

институт регистрации брака

институт расторжения брака

институт усыновления и др.

Институт политики –

институт президентской власти

институт выборов

институт монархии и др.

Институт экономики –

Институт оптовой и розничной  торговли

Институт ценных бумаг

Институт налогов и др.

Институт культуры и социализации –

Институт образования

Институт дошкольного воспитания

Институт театров и др.

Институт религии –

Институт крещения

Институт обрезания

Институт монастырей и др.

Неосновные институты в различных  обществах могут очень сильно отличаться друг от друга.

Итак, подводя итог рассмотрению сущности социального института, можно сказать, что социальный институт является устойчивой формой совместной деятельности.

Социальные  институты в обществе подразделяются на формальные и неформальные.

2.  Социальные институты формальные и неформальные.

Они различаются прежде всего по характеру  организации. Деятельность формального  института основана на строго установленных  предписаниях (право, устав, должностные  инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций, о  которых речь пойдет далее.

Формальные институты опираются на соответствующую законодательную базу

Для функционирования государства существует законодательство, определяющее форму  власти, структуру, задачи и функции  лица, уполномоченного занимать место  его главы, Конституция как основной закон государства. Этому законодательству подчиняются все граждане государства.

Суд как социальный институт осуществляет свою деятельность также на основе законодательства. Его деятельность фиксируется и регулируется нормами  права. Суд несет прежде контролирующую, а затем уже карательную функцию  по отношению к субъектам общества, не желающим жить по его законам. Различаются  многие отрасли права для различных  областей общественной жизни – административное, хозяйственное, уголовное, жилищное, семейное и другие виды.

Деятельность  армии как социального института  направлена на оборону государства  и защиту его от внешних врагов. Деятельность этого социального  института полностью регламентирована на основе Устава, которому подчиняются  все военнослужащие. Однако действие устава не распространяется на гражданское  население.

Информация о работе Социальный институт как формализующий фактор социальной структуры