Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:59, доклад

Описание работы

Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности.

Файлы: 1 файл

Социальный институт.docx

— 16.76 Кб (Скачать файл)

Социальный  институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Основная  функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структур

В качестве ее основных элементов можно выделить :

  • учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,
  • социальные общности (педагоги и учащиеся),
  • учебный процесс как вид социокультурной деятельности

Признаками  института образования являются:

  • установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость
  • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • кодекс правил учащихся
  • идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Система образования включает:

  • систему дошкольного воспитания,
  • общеобразовательную школу,
  • профессионально-техническое образование,
  • среднее специальное образование,
  • высшее образование,
  • послевузовское образование,
  • систему повышения квалификации и переподготовки кадров,
  • образование по интересам.

Дошкольное  образование (домашнее или в детском  дошкольном учреждении) прививает первичные  познавательные навыки, отчасти —  чтение и письмо.

В начальной  школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера.

В системе  среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения.

На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.

Формальное  образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

Неформальное  образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.

Образование – мощное средство социального контроля.

В большинстве стран мира среднее  образование считается обязательным. По закону дети обязаны проводить  в школе несколько часов в  день, пять дней в неделю, девять месяцев  в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами – на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий. Почти весь день их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

Образование – фильтрующее устройство. Образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Для большинства людей образовательные учреждения становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности.

Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий  для восходящей мобильности, поскольку  в них людей оценивают по их достижениям независимо от классовой  принадлежности, расы и пола. Образование  способствует развитию демократии, поскольку  ослабляет предрассудки по отношению  к группам меньшинств. Благодаря  обучению воспитываются хорошо осведомленные  граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. Образование – конфликтная сфера. Различные группы ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Могут возникать конфликты по поводу предпочтения тех или иных ценностей при составлении учебных планов.

Процесс образования состоит не только в  подготовке учащегося к определенному  виду деятельности, он оказывает влияние  на статус человека в обществе.

Функции образования.

  • Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
  • профессиям).
  • Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
  • Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования.
  • Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся.
  • Социальное и культурное изменения.

Информация о работе Социальный институт